ОСАГО в разрезе: «автогражданка» — это уже, по сути, в чистом виде некий частный налог, который собирается с населения
Вступил в силу федеральный закон от 4 августа 2023 года No 455-ФЗ «О внесении изменений в статьи 9 и 10 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Согласно этому документу договора ОСАГО теперь делятся на два вида — обычные и краткосрочные.
От одного дня до трёх месяцев — на такой промежуток времени теперь можно брать новый полис ОСАГО. Краткосрочный. От 3-х месяцев до года остался обычный полис «автогражданки». Тарифы на обычный полис автострахования пока остаются прежними. А вот новый, то ли ввиду эксперементальности, то ли в плане приучения к нему — обойдётся дороже.
О нововведении говорит член совета директоров группы содействия «Дельта» Глеб Виленский:
«Однодневные полисы вводятся в порядке эксперимента, и тарифы на них будут свободными, то есть страховые компании смогут самостоятельно устанавливать ту цену, которую считают справедливой. Совершенно точно они будут намного выше, чем стоимость одного дня в годовом полисе и одного месяца. Скорее всего, нижняя планка такого полиса на один день будет составлять около 20% от цены страховки на год».
Помните анекдот, в котором спрашивается: «чем отличается новый сорт розы?». Ответ, как видится, схож с ситуацией с экспериментом в «автогражданке»: «более высокой ценой».
Вроде и хорошая задумка. Если бы не жадность автостраховщиков. И вот почему:
«Краткосрочное ОСАГО будет пользоваться спросом у довольно узкого круга автомобилистов. Это будет интересно тем автовладельцам, у которых есть машина, но используют они её крайне редко. Например, им потребуется полис для того, чтобы перегнать авто из одного города в другой для продажи. Данной аудитории, прежде всего, будет интересен краткосрочный полис. Большинство же россиян все-таки используют автомобиль если не в течение всего года, то, как правило, весной-летом-осенью он эксплуатируется», — считает руководитель управления андеррайтинга моторных видов страхования компании «Абсолют Страхование» Михаил Петряев.
Если пояснить, то обычному автолюбителю просто не выгодно будет брать новый полис. А значит те, кто пользуется автомобилем нерегулярно (а таких автолюбителей немало) так и будут обходиться, на свой страх и риск, без страхования автомобиля.
«Бывают ситуации, когда полис ОСАГО нужен на более короткий срок, например, для поездки или перегона машины в другой город. В этом случае водитель должен заключить договор ОСАГО на один год, а затем его расторгнуть. В таких ситуациях водителю выгоднее заплатить штраф за езду без полиса ОСАГО в размере 800 рублей либо с учетом 50-процентной скидки в размере 400 рублей, чем покупать полис ОСАГО, средняя стоимость которого составляет более 5 тысяч рублей. В 2021 году в России был зафиксирован рост случаев езды без полисов ОСАГО в 39 субъектах Российской Федерации, в том числе в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Краснодарском крае. По разным оценкам количество автомобилистов, которые выезжают на дорогу без полисов ОСАГО, либо приобретают фальшивые документы, рискуя быть привлеченным к административной ответственности либо стать виновником дорожно-транспортного происшествия, составляет 3−4 млн. человек», — говорят эксперты.
«Автогражданка» — это уже, по сути, в чистом виде некий частный налог, который собирается с населения. И она уже давно раздражает автолюбителей своей немалой стоимостью. Тем более, что очень нередко возникают ситуации, когда возместить ущерб по «автогражданке» в полном, с учётом рынка, объёме просто не получается — уловок у компаний-страховщиков хватает.
Да, ОСАГО, вроде как, хотят сделать необязательным при регистрации транспортных средства, законопроект No 377569−8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (о совершенствовании правового регулирования отношений, возникающих в связи с регистрацией транспортных средств)» ещё в ноябре прошлого года приняли в первом чтении. Однако потом всё странным образом застопорилось, хотя Центробанк — регулятор страхового рынка — вроде как дал добро.
Не иначе как страховщики опять мутят воду. Через тех, кто может лоббировать их интересы (как вариант):
«Мы считаем, что ОСАГО обязано быть, если ты выезжаешь на дороги общего пользования, но во время регистрации не обязано. Никто не снимает полномочия с МВД России во время проверки ОСАГО на дорогах», — говорит глава комитета Госдумы по транспорту Евгений Москвичев.
И мало кого, судя по всему, волнует то, что дорогостоящие полисы многие игнорируют.
«По данным Российского союза автостраховщиков (РСА) таковых более 10%, то есть свыше 5,5 млн человек — в РФ более 45 легковых автомобилей и 10 млн грузовых, итого 55 млн единиц транспортных средств. И, да, мы ещё не посчитали мотоциклы. В ряде регионов более 70% водителей не имеют автогражданки, в целом по стране таковых уже далеко за 30%. Полтора года назад „отказников“ было 25% (свыше 10 млн водителей!). В Адыгее, Волгоградской, Ивановской областях, Дагестане и Кабардино-Балкарской Республике без ОСАГО катается до 60% транспортных средств. В Северной Осетии, Чечне и Ингушетии, и Камчатке таковых уже свыше 60%. Как несложно догадаться, местные гаишники в курсе, все остальные власти тоже. Но по понятным причинам никто не поднимает бучу», — такая вот неутешительная для автостраховщиков статистика.
Но сделать ОСАГО по-настоящему доступным и необременительным, не вызывающим желание его игнорировать? Зачем? За 2022 год российские страховые компании в совокупности получили на рынке ОСАГО чистую прибыль в 120 млрд рублей. 2023-й ещё не посчитан, но, по предварительным оценкам цифра будет намного больше. Так что что-то менять здесь явно не заинтересованы…
Источник: argumenti.ru
Свежие комментарии