Летчики не умирают, они улетают в небо
В конце января этого года на 87-м году жизни скончался Герой Российской Федерации, майор, советский военный лётчик, заслуженный лётчик-испытатель СССР Муравьёв Александр Андреевич. Одним из первых он провёл исследования путевой устойчивости на опытных самолётах-лабораториях Су-7ЛЛ с дестабилизатором и Су-9ЛЛ с дестабилизатором. Проводил полёты на расширение прочности ограничений на МиГ-25Р, Су-27, МиГ-29 и Су-24. Выполнил ряд испытательных работ на Ан-12, Ан-24 и Ил-76.
Я буду летчиком!
Александр Муравьев родился 8 апреля 1937 года в Москве. Детство и юность провёл в городе Химки Московской области. Как он сам вспоминал, мечта стать летчиком у него в десятом классе, когда к ним пришел инструктор из аэроклуба МАИ, и спросил:
— Кто хочет в аэроклуб?
Саша был в числе первых. Записалась большая группа, а в аэроклуб пришли только двое. Теорию ребята изучали при МАИ. После окончания аэроклуба, 21 октября 1953 г. Муравьева и его друзей теплушки увезли в ВАШПОЛ — Военно-авиационную школу первоначального обучения летчиков.
Утомительно долго тянулась зима. Ежедневные занятия шли в щитовых казармах. Ночью курсанты спали на двухъярусных койках кубриков. Но они не унывали, распирающую их энергию отдавали спорту, бегая на лыжах. К лету перебрались за реку Чаган, в степь, на аэродром. Аэродром грунтовой, пыльный, как все вокруг, но это дело десятое. Здесь стояли учебные самолеты Як-11.
И вот начались полеты, вначале с инструктором, потом самостоятельно… В кабине жара адская, 45 градусов в тени — температура для этих мест обычная. По СПУ (самолетному переговорному устройству) инструктор непрерывно вещает курсанту:
— Держи направление… Ногами, ногами работай! Ручку от себя. Скорость нарастает, и Як, как живой, бьется колесами о землю, взбрыкивает. Вот тут ручку чуть-чуть на себя — и машина плавно идет вверх. Для курсантов не было лучшего момента!
В самостоятельных полетах Муравьев, как он вспоминал, забирался на два-три километра и отрабатывал пилотаж — боевой разворот, «петли», «полупетли», «бочки», перевороты, «штопоры». Летать хотелось всегда, и курсанты были готовы каждый раз проклясть метеослужбу, когда она сулила нелетную погоду. Но учеба скоро закончилась и Александр в 1955 г. поступил в Армавирское высшее училище летчиков.
А вы пошли бы в ШЛИ?
В училище Муравьев пересел на реактивные самолеты.
— Что нам скоро предстоит освоить, вспоминал он, мы поняли в зоне воздушных боев. Для полетов существовали три или четыре зоны: пилотажные, слепых полетов, воздушных боев. Как правило, в зоне находилось по одному самолету. Уходит этот, приходит следующий. Но однажды наша спарка (я и мой инструктор Сахаров) оказалась в зоне почти бок о бок со спаркой Михаила, моего закадычного друга. У него инструктором был Александр Федотов, в будущем – заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза.
Едва взлетели, тут началось такое!.. Нам с Михаилом оставалось лишь смотреть, как инструкторы гоняют друг за другом, стараясь зайти в хвост. Нас пока обучали чистому пилотажу, а здесь не было и в помине классических законченных фигур — сплошные срывы. Наши МиГи то почти повисали в воздухе, то на бешеной скорости устремлялись вперед, вверх, вниз… Я только смотрел, как с плоскостей струи летят. Что за струи? Ну, как туман, клочьями — срыв потока называется. Пушечной стрельбы только и не хватало, а так бой и бой. Вот именно тогда мне захотелось так отважно летать и испытывать себя и истребитель на прочность!
И мечта Муравьева исполнилась. После 9 лет службы в ВВС, н поступил в Школу летчиков-испытателей ЛИИ в1965 году. инструктором в ШЛИ стал Котельников Михаил Михайлович, заслуженный летчик-испытатель, в ЛИИ было у кого учиться. Это были такие известные летчики-испытатели, как Амет-хан Султан, Сергей Анохин, Федор Бурцев, Василий Комаров, Петр Казьмин и многие другие. И начались испытательные будни.
Муравьев принимал участие в испытаниях путевой устойчивости на опытных самолётах-лабораториях Су-7ЛЛ с дестабилизатором и Су-9ЛЛ с декилём, на расширение ограничений по прочности на МиГ-25Р и Су-27, на штопор — Су-25, на режимах сваливания — МиГ-21БИС и Су-24, на устойчивость и управляемость — Су-27, силовых установок МиГ-29 и Су-24, а также испытательные полеты на Ан-12, Ан-24, Ил-76.
Летать приходилось практически каждый день. Как вспоминал Муравьев, если не было заявки на истребители, то его направляли вторым пилотом на тяжелые самолеты.
Не падает тот, кто не летает!
30 мая 1974 г. при полете на МиГ-25 на высоте 20 000 м при М=2,2 отказала гидросиситема, и самолет потерял управление. Машина с заклиненным стабилизатором опустила нос и стала разгоняться. Вскоре приборная скорость достигла 1300 кмчас (при ограничении 1200 кмчас), а истинная превышала 2000 кмчас. При пятикратной перегрузке Муравьев катапультировался, а самолет через 2,5 секунды достиг перегрузки 12,5 и рассыпался в воздухе.
9 июня 1976 г. – катапультирование из Су-17М. На высоте 900 м при полете на максимальной скорости произошел отказ в двигателе самолета. У пилота от сильного удара головой о бронезаголовник разлетелся светофильтр, начались «неприятные изменения перегрузки», и он был вынужден покинуть машину.
15 августа 1992 г. – катапультирование из спарки Су-7ЛЛ. В рамках Мосаэрошоу-92 после успешного показа катапультирования манекена на малой высоте, у летающей лаборатории отказало управление. Летчик покинул самолет, и с серьезной травмой позвоночника был госпитализирован. Благодаря необыкновенной силе воли и огромному желанию вновь летать, Александр Муравьев преодолел последствия травмы и вернулся к любимой работе.
Верность своему делу.
С 1986 по 1991 г. Муравьев был заместителем начальника ШЛИ по летной работе, и показал себя отличным инструктором. Александр Андреевич был абсолютным рекордсменом по количеству слушателей, подготовленных им, а среди них удостоенных звания Герой России, – семь летчиков-испытателей, среди них и Александр Гарнаев.
Александр Андреевич любил горы, покорять горные вершины и кататься на горных лыжах. Он кстати трижды покорял Эльбрус!.
Вот что сказал о нем один из его воспитанников:
— Александр Андреевич (для друзей просто Алик) был удивительно скромный и обаятельный человек. В беседе очаровывал всех и сразу. Очень был отзывчив и всегда был готов помочь. Необычайно профессионально и просто учил летному мастерству на сложных режимах.
В конце статьи хочется привести слова президента России Владимира Путина:
— Герои – это люди разных эпох, времён, судеб и характеров, все они навеки вписали свои имена в историю нашего государства, совершили подвиги, выдающиеся поступки – ратные, трудовые, гражданские – во имя Родины, во имя наших людей.
Именно таким человеком был и Герой Российской Федерации, заслуженный лётчик-испытатель СССР Александр Андреевич Муравьёв. Светлая память о нем навсегда останется в наших сердцах.
Источник: argumenti.ru
Свежие комментарии