Сибирский кудесник
Если над дачными сотками к привычному городскому смогу стал примешиваться добротный шашлычный угар, значит мы на пороге долгожданного отпускного лета. А вместе с тем – и ответа на вопрос: «Куда же поехать за здоровьем, отдыхом и хорошим настроением?»
Сразу отвечаем: есть, есть такие места в России! Об одном из них – наш рассказ.
Не нужен нам берег турецкий
На одном далеком, ещё всесоюзном совещании директоров советских здравниц, молодой и малоизвестный тогда директор такого же еще малоизвестного алтайского санатория «Россия» Фёдор Елфимов, прослушав цветастые выступления коллег-южан, взял слово. Его выступление было коротким, но прицельным как выстрел сибирского охотника-промысловика.
— «В России есть Белокуриха. А в Белокурихе – «Россия»! – сказал Елфимов. Так тогда многим этот короткий географический экскурс помог узнать, что где-то у подножия алтайских гор уютно притаился городок Белокуриха, которому всего через несколько лет предстоит стать курортным центром мирового уровня, затмившим и пресыщенный Сан-Тропе, и затертый лыжами до состояния асфальта Куршевель. Потому, что именно здесь, в алтайской тайге в санатории «Россия» люди помимо полноценного отдыха получают самое ценное в их жизни – здоровье!
Сегодня та короткая фраза уже 15-кратного обладателя звания «Директор года», лауреата Бриллиантового почетного знака «Лидер экономики Алтайского края», кавалера ордена «За заслуги перед Отечеством» Федора Егоровича Елфимова стала не только точной географической характеристикой санатория «Россия», но и международным знаком качества здоровья его гостей!
Завистники (куда же без них?) в кулуарах до сих пор пришептывают: «Повезло, дескать, мужику, ведь его имя в переводе с древнегреческого значит «Божий дар». Наверное, не без того… Только Создатель в первую очередь помогает тем, кто сам фанатично предан делу, лишен номенклатурного чванства, трудолюбив «на износ», прост и равновелико доступен в общении с людьми: от VIP-гостя до рядового сотрудника. Все перечисленное как раз про Елфимова. Это правда.
И стала сказка былью
Побывавшие в «России» изнуренные сплетнями в офисных курилках, суетой, толчеёй в автобусах и метро горожане всего за пару недель в прямом смысле здесь возвращаются в собственную молодость, сбрасывают несколько перегруженных ненужными излишествами лет и твёрдо уверовав в поговорку «не нужен нам берег турецкий!» Почему?
Первооткрывателями таёжного алтайского чуда в далеком 1846 году стали местные охотники Елисей Гудков и Семен Казанцев, заметившие как дикие звери по очереди терпеливо и аккуратно погружаются в небольшое озерцо близ термальных минеральных источников. « — Таёжный зверь абы куда не полезет…» — рассудили охотники и тоже стали периодически окунаться в горячую воду природного «джакузи». Чудо случилось очень быстро: Гудков полностью излечился от длительного воспаления глаз, а у Казанцева … восстановились двигательные функции раздробленной несколько лет назад руки! К источникам сразу потянулись жители близлежащих деревень со своими болячками, о чудо-воде заговорили. Вскоре главный местный пиар-ресурс «Томские губернские ведомости» выступил уже с программной статьей: «…В природных купелях люди полностью избавляются от золотухи, экзем, лишаёв, суставных и болей в спине и пояснице и т.д.»
В 1867 году местный ученый – подвижник С. И. Гуляев заложил тут фундамент здравницы–купели, сюда потянулись первые страждущие горожане. О купели заговорили и в Петербурге… Вот, пожалуй, самая короткая история создания нынешней чудо–здравницы международного уровня. Недовольны были, пожалуй, лишь местные зверюшки, открывшие эту таёжную благодать для себя. Впрочем, в местной тайге поблизости от главного минерального «первоисточника» сегодня щедро пульсируют более сотни подобных ключей, так что за здоровье захворавших бурундуков, зайчат, оленей-маралов и прочих коренных обитателей лесных зарослей беспокоиться тоже не приходится. Всё как в стихотворении про Айболита: «Приходи ко мне лечиться и корова, и волчица». Приходят. Лечатся. Тоже исцеляются.
Судьба не как по нотам
Сам Федор Елфимов – коренной сибиряк из местных. Настоящий и надежный, с искренней житейской философией: «Живу в Белокурихе осознанно и этой жизнью дорожу!» Тех же принципов придерживаются и его жена Ольга и их близкие, хотя давно могли бы вполне комфортно устроить свой быт в любом мегаполисе.
— «…А зачем?» – рассудительно говорит Ольга Ильинична – женщина умная, стильная, по совместительству не только супруга, но и «ангел-хранитель» всей семьи и всего их общего дела. – «Здесь наша родина, отсюда наши корни. Да и какой городской парк сможет заменить нам нашу красавицу тайгу? А воздух здесь какой? Его же как масло на хлеб намазывать можно. Потому и едут как раз сюда горожане и за красотами, и конечно – за здоровьем!» Возразить невозможно.
Сам Фёдор Елфимов в юности мечтал стать дирижёром военного оркестра. Самоучкой подрабатывал в местном духовом оркестре: копил деньги на дальнейшую учебу в профессиональном вузе. Калымили на свадьбах, похоронах, торжественных митингах: в советское время никто и думать не мог о нынешних эстрадно-музыкальных финансовых разносолах. Занимался спортом, добрался до «мастера спорта» по самбо. Затем учеба в институте культуры по курсу хорового дирижирования, армия, служба в ансамбле песни и пляски СибВО. Там-то Фёдор и смог, наконец, исполнить заветную мечту: талантливому новобранцу доверили дирижировать оркестром знаменитого ансамбля! Не зря говорят, что «талантливый человек талантлив во всем».
Армия стала первой серьезной школой жизни Елфимова, о которой он до сих пор вспоминает всё же и с творческих позиций: «жизнь – не нотная грамота. Хорошо сыграть роль можно лишь один раз. Разок сфальшивишь, люди второй раз тебя уже не примут. Не поверят…»
Он и не фальшивит, по сути, создав крупнейшую здравницу Алтая и управляет ею по сей день так же умело творчески, как когда-то оркестром.
Не было бы счастья
Музыка, увы, не стала профессией. В армии Фёдор получил серьезную травму. Военно-врачебная комиссия дала парню группу инвалидности. О дирижёрской палочке пришлось забыть. Но… Вовремя вспомнил о родных местах, о том, как таёжные источники лечили и до сих пор лечат болезни, не поддавшиеся именитым клиникам. Сюда-то «дембель» Елфимов с солдатским вещмешком на плече и мизерной пенсией «по болезни» в кармане и вернулся. Друзья помогли и с работой заведующего клубом в недавно открывшемся санатории «Россия». Работал и восстанавливал здоровье одновременно. Санаторий развивался, строился, всему этому учился и новый завклубом. И вылечился, и опыт управленческий тоже приобрел одновременно. А с 2002 года Фёдор Елфимов стал уже бессменным руководителем всего санатория «Россия».
Если за здоровьем, это к нам!
Мы сидим в кабинете директора, добротном и надёжном как каюта атомного ледокола. Пьём целебный алтайский чай на травах. Бонусом к гостеприимству – вкуснейший мёд с горных пасек. Стараюсь зацепить его побольше: когда ещё доведется добраться сюда? Беседуем. В вопросах тоже стараюсь зацепить «побольше».
— Фёдор Егорович, мои коллеги «Россию» частенько сравнивают с альпийскими здравницами, причем не в пользу последних. Лукавят? Хотят вам понравиться? Или…
— Скорее, «или». К нашим местам российская природа особенно благосклонна. Например, давно доказано, что здешний воздух гораздо чище, а значит и целебнее, чем в перехваленном швейцарском Давосе. Причём доказано не мною, но самими западными экологами. Я же с ними полностью согласен, всю жизнь сам этим воздухом дышу…
— Пока ехали сюда их аэропорта, весь путь пробивались сквозь туман. А здесь – ни облачка! Это что, фирменный знак санатория? Или для гостей облака разгоняете?
— Разгонять облака нам не по карману. Да и надобности такой у нас нет: в этих местах солнышко светит само по себе почти две тысячи часов в году! Такой щедростью ранее россияне могли пользоваться лишь в здравницах Кавказа или Крыма, пока не распознали, что и над всей «Россией» тоже безоблачное небо. При этом, замечу, наше сибирское солнце куда менее агрессивно и опасно, нежели южное, это тоже доказано научно.
— Ну уж если заговорили о «ноу-хау» местной природы, обозначьте ещё какие-нибудь «фирменные знаки» этих мест. Например, знаменитые термальные воды….
— Они действительно знамениты. Причем не навязчивым сегодня пиаром, но естественными своими истинно целебными и многофункциональными свойствами.
— Какими же?
— Ну хотя бы тем, что наши радоновые воды незаменимы при сердечно-сосудистых заболеваниях и сбоях нервной системы. Сегодня, при всеобщей социальной турбулентности это особенно важно. А ещё наши воды более чем успешно помогают при исцелении от эндокринных и гинекологических, кожных заболеваниях, при проблемах с суставами, мышечными болями, и т.д. Ведь не зря известный русский исследователь Алтая С.И.Гуляев еще в середине XIX века писал о местных термах, что «их надо сохранить и обустроить, так как в будущем они будут приносить людям огромную пользу!» Мы их и сохраняем, и всяко обустраиваем. В общем, все как завещал нам ещё царский учёный…
— Фёдор Егорович, еще один вопрос, уже личный. Ни в нашей беседе, ни в разговорах ваших сотрудников я, например, ни разу не слышал грустного слова «пациент», или тягостного со школьных времен глагола «лечиться». Это продуманная случайность? Или…
— Снова скорее «или». В этом заложено главное правило санатория «Россия», если угодно, наш принцип: мы никого не лечим, мы возвращаем людям здоровье, а вместе с ним – и обычные житейски радости! Здесь нет «пациентов или хворых», здесь все люди – просто наши гости и друзья, а наша задача – хлебосольно их встретить, прибавить им сколько можем бодрости, помочь забыть о своих болячках и снова просто радоваться жизни. Это наша философия.
Подтверждаю, что всё услышанное – правда. Ради любопытства взял в номер «книгу отзывов». Признаюсь, надеялся найти там хоть какую-нибудь ущербную жалобу или нытье профессионального кляузника (куда же без них?), но … увлекательнейшее чтение, очень много любопытных отзывов, судите сами. Например:
«Отдыхала и восстанавливалась в «России» первый раз. Теперь надеюсь – не в последний! Азотно-кремнивые радоновые воды и па́нтовые ванны сделали то, что не под силу даже грязям нашего распиаренного Мёртвого моря! Тамара Ивановна Матвеева. Израиль. М-да, бывают же чудеса…»
Женщине, презревшей санкции и потратившей заветные пенсионные шекели на поездку в «Россию», вторят и остальные гости санатория:
«…Алтайские травы, воздух, мёд, радоновые ванны, волшебные снадобья из па́нтов алтайского марала сотворили чудеса: давление как у космонавта, сон как у пожарного, ботинки шнурую как новобранец, без скрипов в суставах и одышки! Ханты-Мансийск».
«Советую россиянам забыть о турецких банях, и о тайских массажистках, и о Мёртвом море с его хвалеными грязями. Все – в «Россию»! Красноярск». И так далее.
Да, не зря говорят, что лучшая реклама – это народная молва. А если она дополнена еще и личными впечатлениями по принципу «один раз увидеть, чем сто раз услышать», значит дело, начатое Федором Елфимовым почти четверть века назад – правое! Ведь не зря именно в эту обитель здоровья приезжал на отдых и Президент России Владимир Путин.
— Владимир Владимирович любит Белокуриху, он даже заседание Госсовета здесь проводил, — рассказывает Елфимов. – У нас превосходные горнолыжные трассы, а он любитель горных лыж, когда на то есть время. Ну и еще наш воздух, чудесная тайга, целебные травы… Не зря ведь глава государства сказал на прощание, что «Белокуриха – лучшее место для лечения и отдыха!».
Когда болезнь – в радость
Безусловно, президент России, отдыхающий в «России» — это уже некий национальный символ, такой же надежный как наш государственный флаг. Как гимн. Как присяга.
Отдыхать и набираться здоровья именно в Белокурихе – большая удача не только для VIP-гостей, но и для всех граждан. А для Федора Ефимовича это и большая радость: «Мы учим людей отдыхать и заботиться о себе. Когда я слышу от наших гостей, что они заболели Белокурихой, то я счастлив. Это единственное заболевание, которые мы все здесь приветствуем!»
Все сказанное – правда. Свидетельствую лично, как один из тех, кто именно в «России» тоже подхватил этот недуг.
P.S.
Ешь, да не жирей – будешь здоровей!
А теперь, согласно русскому хлебосольству, о самом приятном: о сибирском застолье, куда же без этого…
Всем, кому уже успели надоесть ежевечерние недожаренные шашлыки на прокисших дачных сотках, предлагаю меню одного из отелей Федора Елфимова. Итак, чем любого из гостей Белокурихи могут встретить в ресторане, например, гостиницы «На камушках».
К вину или аперитиву вам предложат набор нехитрых закусок: «ассорти алтайских сыров с клубничными цукатами, медом и кедровыми орехами», или «молодой сыр Бурата собственного приготовления с мятой, апельсинами, печеной свеклой». Желаете чего-либо мясного? Извольте:
— «Вяленый окорок под томленой грушей, благородным сыром с голубой плесенью и пряными травами». Или чем хуже «строганина из говяжьей вырезки с кремом из чёрного чеснока под пикантным соусом»? Да и «паштет из алтайской утки с ревенем, моченой брусники и теплым луковым хлебом» тоже куда как хорош… «Зожевцев» ждут:
«Папоротник жареный на морковном пюре с яйцом пашот», «грибной холодец с мини-драниками, белыми грибами под сливочным хреном», или «маринованная груша с джемом из сладкого перца с рассольным сыром». Ах, уже пробовали? Тогда извольте: «Облепиховый мусс на песочной подложке с хрустящей меренгой и апельсиновым ликёром», Стоп! Далее писать больше не могу: на плите могут убежать закипающие пельмени из близкого к дому и сердцу сетевого магазина.
В общем, всем приятного аппетита и отменного здоровья!
Источник: argumenti.ru
Свежие комментарии