Береги честь смолоду
6 июня 2024 года, в день 225-летия Александра Сергеевича Пушкина, в Театре Российской Армии состоялась премьера спектакля по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка» в постановке Павла Сафонова. Эта красивый, яркий, жизнеутверждающий спектакль про любовь и честь. Не случайно же Александр Сергеевич в эпиграф романа вынес пословицу «Береги честь смолоду». С этих слов и начинается действие.
Режиссёр увлекает зрителя размышлениями о чести и достоинстве. Этот вопрос как никогда актуален и в наши дни. Что такое честь и как ее сохранить в разные моменты жизни, к чему призывает отец юного Петра Гринёва?
Для Павла Сафонова «Капитанская дочка» — это прежде всего произведение о человеке, вовлеченном в роковые события истории.
«Как будто в зеркале проступают отражения и лица людей, живших тогда, не зная, что они герои, зная, что они не вечны… они были нелепы и даже смешны, говорили иногда по-другому и не о том, но почему-то мы любуемся ими и так хотим им помочь. Мы можем, как во сне, бродить внутри этих событий и пытаться понять, а в чем же их сила и красота. На мой взгляд, сегодня произведение звучит даже сильнее: как в непростое время человеку сохранить себя, к чему стремиться» (Павел Сафонов)
В спектакле на первом плане любовная линия между Петром Гриневым и Машей Мироновой. Все ключевые события романа переданы словами Пушкина. Даже возникновение двух Гриневых в спектакле неслучайно. Роман «Капитанская дочка» — это воспоминания Петра Андреевича о своей молодости. Эту задумку поэта, Павел Сафонов воплотил в своей работе. «Гринев старший», в исполнении Николая Козака, постоянно присутствует на сцене в своем ярко-красном пальто и ведет рассказ о своей жизни. Главных героев играют молодые актеры театра Максим Чиков и Екатерина Шарыкина. Любовь помогает преодолеть героям все трудности, делая их сильнее, мудрее, решительней. Петр Гринев уже не молодой сорванец, а взрослый, смелый мужчина, готовый на подвиг, ради любимой. Максим Чиков мастерски передал внутреннюю трансформацию своего героя. Маша вначале такая тихая, но потом со всей пылкостью юности отдается своему первому чувству. Во втором акте ей резко пришлось повзрослеть, оставшись сиротой, а затем и вовсе ехать одной в столицу. Актриса прекрасно воплотила на сцене образ юной девушки с ее энергией, нежностью и простотой.
На огромной сцене театра перед зрителями развернулась крепость, пушки, неспешная жизнь гарнизона во главе с капитаном Мироновым (Андрей Кайков). Вначале даже кажется, что капитан под каблуком у жены. Но перед опасностью Миронов предстает настоящим героем. Кайкову удалось показать правильный образ настоящего русского офицера, верного своему долгу перед Родиной и Императрицей. Под стать ему и капитанша (Мария Голубкина), не пожелавшая убежать и оставшаяся вместе с мужем. Потрясающе эмоциональные сцены с повешением защитников крепости и с гибелью капитанши.
Александр Рожковский, раскрывая на сцене образ Пушкинского Пугачёва, показал зрителям благородство души этого человека, его умение помнить добро и не прощать подлости. Ведь для Пушкина Пугачёв не злодей, занимающийся грабежом и убийствами, он вождь, предводитель крестьянского восстания, за которого всегда был «черный народ». Зрителей пронзают в самое сердце слова – крик бунтаря, всем становится понятен его жизненный выбор: «Чем триста лет питаться падалью, лучше один раз напиться живою кровью, а там будь что будет!».
Неслучайно в финале спектакля Пугачёв, взвалив себе на плечи плаху, взбирается на вершину утеса, и, стоя на эшафоте, просит прощения у всего простого народа, который поверил ему и пошел за ним.
Образ Императрицы Екатерины II раскрыла на сцене народная артистка России Ольга Богданова. Зрители увидели в ее исполнении Императрицу, которая невероятно любит Россию, ей важен каждый человек в ее стране. Екатерина знает о подвиге капитана Миронова, отдавшего жизнь за Россию. Она поверила словам этой юной, любящей и бесстрашной девочки, Маше Мироновой. Сердце императрицы наполнено благодарностью к этим «маленьким» людям, и она помогает им.
Хотелось бы обратить внимание на яркую деталь, которую режиссер добавил в свой спектакль. Это переписка Екатерины II с Вольтером о Пугачёве. Читая отрывки из писем Ольга Богданова помогает зрителям лучше понять образ Пугачёва и отношение Императрицы к мятежнику.
А какая замечательная сценография! Огромный снежный сугроб, деревянные конструкции крепости, бревенчатый забор и даже сад императрицы, экран, благодаря которому зрители вместе с героями попадают в метель. Всё это вовлекает нас в сюжет.
Художник по костюмам Евгения Панфилова создала очень интересные образы, от шикарного платья императрицы, и немного смешных костюмов покалеченных вояк, до простенького, но при этом очень нежного платьишка Маши Мироновой.
Костюмы, музыка, хореография, пушкинский слог — всё это создавало гармонию на сцене.
Это красивый и масштабный спектакль, с живущим вне времени, таким знакомым и незнакомым одновременно текстом Пушкина, яркими и смелыми актерскими работами.
Источник: argumenti.ru
Свежие комментарии