Новый законопроект оставит без работы тысячи камер фиксации нарушений
Они не пройдут проверку на соответствие ГОСТу
Министерство транспорта продолжает готовить федеральный закон о дорожных камерах. В новой версии законопроекта, которую начали обсуждать в марте, предлагается не штрафовать водителей автоматически за нарушение «динамических» знаков и запретить слишком «плотное» расположение камер, чтобы не накладывать штрафы на лихачей слишком часто. Но самое интересное — то, что ГОСТ на камеры фиксации предложено сделать обязательным, а это грозит вывести из игры тысячи аппаратов старого поколения.
Нынешняя версия правительственного законопроекта — уже третья по счету, она сейчас проходит общественное обсуждение. После бурной реакции автомобилистов и профильных общественников Минтранс согласился убрать из проекта наказание в автоматическом режиме за нарушение «динамических» скоростных лимитов — речь о световых знаках на трассах, которые управляются как информационные табло. Противники этого предложения приводили аргументы о том, что меняющиеся знаки при штрафах за их нарушение невротизируют водителей, а обеспечить доказательства того, что на табло горит именно пониженный скоростной лимит, затруднительно.
Еще одно видимое послабление водителям: камеры планируется запретить устанавливать с интервалом менее 1 км в населенных пунктах и 5 км вне их. Правда, это предложение — как уже успели отметить наблюдатели — практически нивелировано тем, что возможны исключения. Слишком плотная установка камер будет допускаться в очагах аварийности и по требованию ГИБДД.
— Что касается очагов аварийности, там камеры действительно могут ставить плотно, этим исключением будут охотно пользоваться, — отмечает собеседник «МК» в подмосковном главке ГИБДД. — Только инициаторами этого обычно становятся не ДПС, а муниципалы, которым нужно реагировать на очаг аварийности: с них жестко спрашивают за снижение числа ДТП на их территории. А вот наша служба вряд ли будет требовать внеплановой установки именно камер в произвольных местах: намного проще и удобнее решить вопрос патрулированием и мобильными постами.
Однако наиболее резонансным в этом пакете предложений Дептранса стало то, что ГОСТ Р 57144, регламентирующий устройства фотовидеофиксации нарушений, планируют сделать обязательным. Сейчас значительная доля камер как в регионах, так и в Москве не соответствуют этому стандарту, поскольку установлены либо до его введения, либо тогда, когда он был добровольным. Говорят, в том числе, о том, что не соответствующие ГОСТу камеры придется выводить из работы.
— Скорее всего, такое предложение не пройдет, а может быть, сделают исключение для уже существующих комплексов видеофиксации, либо будут потрачены дополнительные бюджеты на обновление камер, — рассуждает юрист Алексей Голубев. — Но если это не будет сделано, а ГОСТ станет обязательным, постановления, выписанные «неГОСТовскими» камерами, будет очень легко и весело опротестовывать в судах. Обжалований будут тысячи, суды взвоют и прозрачно намекнут операторам, что такие камеры лучше отключить.
Как сообщили «МК» сотрудники профильного департамента Вологодской области, на территории региона значительная часть — около 30% камер работают уже много лет и не тестировались на соответствие ГОСТ. При этом по мере обновления соответствующей инфраструктуры доля современного оборудования, конечно, растет: в Ярославской области, по сведениям сотрудников ДПС региона, с этого года большинство камер обновили (а программа региона подразумевает установку еще сотен дополнительных устройств).
По некоторым данным, «неГОСТовские» камеры прежних лет установки остались и в Москве. В любом случае, сейчас таких устройств в России свыше 25 тысяч стационарных, более 3000 передвижных и 900 мобильных. А значит, тысячи из них — не соответствуют современным стандартам.
ГОСТ, принятый еще в 2016 году, допускает применение на дорогах страны радиолокационных, лазерных, видеоанализирующих, индуктивных, магнитных, пьезоэлектрических, хронометрических, иных камер и комбинированных решений. Они должны распознавать все номерные знаки, действующие в России, а также не менее четырех зарубежных стран по выбору заказчика. Минимальный «ГОСТовский» диапазон измерения скорости — от 20 до 250 километров в час (можно больше).
Интересно, что погрешность комплексов фиксации по ГОСТ должна быть в диапазоне ± 3 км/ч (или для скоростей свыше 100 км/ч — ± 3 %). Это означает, в частности, что если все камеры России будут приведены к этому стандарту, «нештрафуемый порог» в нынешние 20 км/ч можно будет смело снижать даже не до 10, а до 5 км/ч: ведь это заведомо больше погрешности аппарата.
Распознавать номера автомобилей по ГОСТ камера должна не менее, чем в 90% случаев — так мы узнаем об объеме погрешностей. Ошибок распознавания должно быть не более 5%, а дубликаты и фантомы (несуществующие номера) должны проявляться не чаще, чем в 0.5 % случаев.
Камеры по ГОСТ могут «преследовать» нарушителей скоростного режима, движущихся по обочинам, тротуарам и велодорожкам; нарушителей правил пользования световыми приборами. Они могут быть запрограммированы (и москвичи это хорошо изучили) на «выделенку», трамвайные пути, движение по встречной полосе, несанкционированные повороты и развороты, движение задним ходом, а также прочие нарушения требований знаков и разметки. Плюс, разумеется, камеры по ГОСТ должны «ловить» нарушителей команд светофора и тех, кто заезжает на стоп-линию.
Иными словами, практически все, что умеют делать современные камеры фиксации — вплоть до вычисления средней скорости — предлагается узаконить и скрепить ГОСТом. Будет ли от этого легче или тяжелее водителям — сказать пока трудно; как минимум, для использования камер и наказания по их протоколам становится еще больше законных оснований. Но «старья» разного рода на столбах, видимо, и впрямь со временем станет поменьше.
Источник: www.mk.ru
Свежие комментарии