Индия по праву претендует на роль лидера Глобального Юга
Вышедшая на первое место по численности населения планеты Индия (1 млрд 450 млн чел.), стала пятой экономикой мира, уступая лишь США, Китаю, Японии и Германии. Страна заметно превосходит по темпам роста государства топ-10 мирового рейтинга, включая свою бывшую метрополию Великобританию. Ожидается, что уже к 2027 году Индия обойдет Германию и Японию и станет третьей экономикой мира после КНР и США.
Следует заметить, что рост экономики Индии идет со значительно более низкой базы, чем традиционно развитых западных экономик, поэтому процессы урбанизации, индустриализации, развитие высокотехнологичных производств, интеграция в мировые производственные цепочки осуществляются более динамично. Наиболее развитыми сферами в Индии являются сельское хозяйство, добывающая и обрабатывающая промышленность. За несколько последних лет страна трансформировалась в важный центр развития информационных технологий и IT-индустрии, что привело к значительному росту экспорта услуг. Много усилий в Индии предпринимается в области создания двигателей, квантовых вычислений, искусственного интеллекта, кибербезопасности, развития космической отрасли. Премьер Н. Моди рассчитывает, что авиастроение выступит одним из драйверов экономического роста страны в ближайшие годы. Другой такой отраслью, по его замыслу, должно стать производство полупроводниковых микросхем (чипов), необходимых для изготовления любой современной техники. Страна обещает компаниям сектора льготы и стимулы, а также планирует подписать соглашение о сотрудничестве в этой отрасли с США. Помимо производства авиадвигателей для военной авиации, предусматривается сотрудничество Индии с США в разработке и производстве артиллерийских систем, бронетранспортеров и морских вооружений. Основными торговыми партнерами Индии являются США, КНР, РФ, ОАЭ, Саудовская Аравия, Израиль, страны ЕС.
В глобальном плане Индия планирует воспользоваться нарастающей конкуренцией на мировом рынке и «торговыми войнами» между Китаем и США, чтобы вписаться в уже созданные производственные цепочки западного мира. В Дели надеются, что выводимые из Китая американские компании продолжат работу в Индии. Американских бизнесменов интересует не только восстановление производства в соседней стране, но и растущий индийский рынок, где свыше 100 миллионов жителей относятся к довольно богатым людям.
Индия принимает самое активное участие в работе международных и региональных организаций (ООН, G-20, БРИКС, ШОС, ВТО, QUAD, QUAD-2), выступает за реформы ООН, претендует на роль постоянного члена Совета Безопасности ООН. Индия была среди стран сооснователей Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ) и Нового банка развития БРИКС. Дели всячески поддерживает идею строительства многополярного мира и не скрывает своих опасений в связи с попытками Вашингтона и Пекина создать новую биполярную систему, где бы США и КНР играли ведущую роль в мировой политике и экономике.
В противовес этим попыткам премьер-министр Н. Моди заявляет о готовности Индии стать «голосом Глобального Юга» и открыть новую эру взаимодействия между развивающимися и другими странами. Причем Дели подходит к трактовке этого термина не только с географической точки зрения, а гораздо шире. Так, расположенные в Южном полушарии Австралия и Новая Зеландия, к этому союзу не относятся. Глобальным Югом условно называют государства Африки, Латинской Америки и Карибского бассейна, тихоокеанских островов, а также развивающиеся страны Азии. В какой-то мере, ГЮ пытается играть роль «Третьего мира» или «Движения неприсоединения» по аналогии с подобными объединениями времен Холодной войны. Индия стремится тем самым изменить несправедливую, по ее мнению, структуру мировой экономики и создать более благоприятные условия для ускоренного развития стран-бывших колоний. При этом Дели видит себя в качестве лидера Глобального Юга и одного из альтернативных США и КНР центров мировой экономики. Прошедший под председательством Индии 17 ноября 2023 года в онлайн-формате саммит «Голос глобального Юга» стал вторым после аналогичного мероприятия в январе того же года, который Индия также провела в виртуальном формате. По словам премьер-министра Н. Моди, в форумах приняли участие порядка 130 стран. Представители Индии в своих выступлениях давали понять, что развивающиеся страны могут оказаться в новой «долговой яме», намекая на условия кредитования КНР.
Эксперты не случайно предсказывают Индии роль «нового Китая» — будущего центра научно-технического прогресса, лидера мирового промышленного и сельскохозяйственного производства. Дели всерьез намерен потеснить Пекин в качестве партнера западных компаний, обеспокоенных ростом напряженности в отношениях Китая с США и, соответственно, новыми геополитическими рисками. Индия намерена стать надежным партнером для тех западных компаний, которые ищут альтернативу Китаю. Этому процессу способствуют все новые запретительные и ограничительные санкции, вводимые властями США и КНР по отношению к друг другу. Параллельно Индия создает благоприятный инвестиционный климат для иностранных партнеров, снижает пошлины и налоги, отказалась от традиционной для себя политики неучастия в соглашениях о свободной торговле с другими странами. Наметившаяся в последнее время тенденция на перенос части производств иностранных предприятий из Китая в Индию в перспективе может положительно сказаться на снижении дефицита во внешней торговле Дели с Пекином. Ожидается, что к 2027 году «Apple» увеличит производство своих смартфонов в Индии с 5 до 50%, что будет соответствовать масштабам их выпуска в Китае.
Сотрудничество и взаимодействие на двусторонней основе и в рамках международных организаций по глобальным и региональным вопросам не отменяет сохраняющейся напряженности в отношениях Индии и Китая в военно-политической сфере и их конкурентной борьбы за лидерство в регионе. Индийское руководство хотело бы урегулировать пограничные споры с Пекином в нужном для себя ключе, ограничить военное присутствие ВМС КНР в акватории Индийского океана, снять опасения в связи с китайской инициативой «Один пояс, один путь». С настороженностью Индия подходит и к концепции «нить жемчуга» по цепи военно-морских объектов КНР вблизи границ Индии, включая создание военно-морской базы Китая за рубежом в Джибути. Не скрывают в Дели и опасений по поводу продолжающегося военного и военно-технического сотрудничества Китая с Пакистаном.
Как бы в ответ на геостратегическое и экономическое усиление роли Китая в регионе, Индия в 2022 году поддержала Индо-Тихоокеанскую экономическую структуру (ИТЭС) под эгидой США. Очевидно, в этих же целях Индия пошла на сотрудничество в проамериканских региональных организациях QUAD (Австралия, Индия США, Япония), QUAD-2 (США, Израиль, ОАЭ, Индия). В Вашингтоне не скрывают, что эти новые союзы направлены на сдерживание экспансии Китая.
Тем не менее, Индии и Китаю удается избегать новых открытых конфликтов, сохранять баланс интересов и продолжать взаимовыгодное сотрудничество, о чем свидетельствует рост годового товарооборота между странами в 2023 г. до 136 млрд долларов. Отдельного внимания заслуживает координация действий Китая и Индии по усилению представительства развивающихся стран на ведущих международных финансовых площадках. Так, например, обе страны традиционно выступают за реформирование Всемирной торговой организации (ВТО) и Всемирного банка, а также увеличение квот для развивающихся стран в Международном валютном фонде (МВФ) и совершенствование системы голосования с тем, чтобы их роль в международной монетарной политике стала более весомой. Не исключено, что Дели и Пекин со временем смогут наладить взаимодействие и в рамках Глобального Юга, как это имеет место в БРИКС и ШОС.
Источник: argumenti.ru
Свежие комментарии