Георгий Сафонов: Мужской Данилов монастырь — первый на Москве
Первый на Москве. Так говорят про мужской Данилов монастырь, основанный святым князем Даниилом в далеком 1282 году. Это старейшая московская обитель. Монастырь пережил упадок через полвека после основания и расцвет во времена Ивана Грозного, и самые страшные богоборческие годы в 20 веке. В 1930 году монастырь был закрыт — последним в Москве. Последним закрыли – первым открыли. В 1983 году монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. На его территории находится Резиденция Святейшего Патриарха. Данилов монастырь интересен своими традициями и уникальным хором, который появился одновременно с обителью и к концу XX века преобразовался в концертный хор. И набирали в него светских певцов и музыкантов. Эту традицию продолжил главный регент и художественный руководитель хора Георгий Сафонов, возглавивший хор ровно 30 лет назад, в феврале 1994 года. Праздничный Патриарший хор, получил признание, как в России, так и за рубежом и по праву считается одним из лучших мировых музыкальных коллективов.
— Добрый день, Георгий! Позвольте поздравить Вас с двойным юбилеем: 35- летием возрождения хора и 30-летием Вашего служения в качестве главного регента. Я специально смотрел отзывы слушателей о хоре в интернете и видел только восторженные отклики с рейтингом 5.0 баллов. В репертуаре хора свыше 2 000 произведений на многих языках мира практически всех жанров. Не умещается в голове: как такое возможно? Откройте профессиональный секрет: Вы собрали гениев, они работают 24 часа в сутки или это чудо, данное свыше?
— Добрый день! В хоре Данилова монастыря с момента его возрождения всегда пели самые обычные люди, наделенные каждый своими талантами и имеющие хорошее музыкальное образование и большой опыт пения в церковных и монастырских хорах. У всех участников хора есть семьи, в которых от 4 до 8 детей, поэтому отдавать работе 24 часа в сутки они не могут. Тем не менее, пение в Даниловом монастыре и за его пределами занимает достаточно большую часть их жизни. И то общение, которое возникает между ними во время работы, и создает то чудо сотворчества, взаимопонимания и поддержки друг друга, которое посылается свыше по молитвам нашего небесного покровителя – благоверного князя Даниила Московского.
— Что было самым трудным в вашей работе?
— Самым трудным, пожалуй, было собрать коллектив единомышленников, людей, которые будут долго и усердно трудиться плечо к плечу во славу Божию и вкладывать в этот благодатный труд служения в первом на Москве монастыре все свои силы и таланты.
— Не так давно в моду вошло выражение «место силы». Мне кажется, оно имеет храмовое происхождение. Это то самое место, где люди, благодаря вере, находят в себе духовные силы и получают благодать Божью. А помогает им в этом хор, исполняющий молитвенные песнопения. И я часто слышу от знакомых прихожан: «Как же сегодня пел хор! Божественно!». В некотором роде хор посредник между Богом и верующими. Вы держите в руках не обыкновенную дирижерскую палочку, а какую-то волшебную. Вы сами ощущаете это волшебство?
— Слово «волшебство» не совсем применимо к тому, что происходит в храме и, в целом, в Божественном мире. Другое дело слово «чудо». В нашей бурной, суетливой жизни мы постоянно соприкасаемся с различными чудесными явлениями, посылаемыми нам свыше. Кто-то их не замечает, кто-то принимает как должное, а кто-то расценивает их как волю Божию. На клиросе во время служения происходит борьба по преодолению физических и душевных искушений, призванная рождать дух единства веры и любви. И, если он появляется хотя бы на время, происходит «чудо», которое благодаря «божественному» пению хора благодатно проникает в сознание и душу прихожан.
— Темой Вашего диплома был знаменный распев – с момента его возникновения на Руси и вплоть до ХХ века. Почему Вы выбрали эту тему? Что это за распев такой? И какие еще бывают распевы?
— Знаменный распев – один из основных распевов русского певческого искусства. Построен на системе знаков или «знамен», основным из которых является «крюк». Среди знаков «крюковой» системы встречаются такие интересные названия как «стопица», «палка», «стрела», «подчашие», «скамеица», «ключ», «челюстка» и другие, которые напоминают нам предметы окружающего нас мира, или, во всяком случае, окружали наших почитаемых, талантливых предков. Они видели, держали в руках, работали с помощью этих предметов, и «пели» их (если можно так выразиться!). И происходило это натурально, просто, от души и без всяких нот, также, как исполнение народной песни в отдельно взятой семье или «всем миром»! Так что знаменный распев наряду с народной песней можно смело считать «национальным кодом» русского народа! Кроме знаменного существуют еще более поздние по происхождению распевы, такие, как «киевский», «греческий», «болгарский», «путевой», «демественный». Часто слышу вопрос: «Как правильно исполнять церковные песнопения?» Ответ на него прост: изначально нужно досконально изучить «крюковую» систему, на фундаменте которой построено здание всего русского богослужебного пения.
— Получается, что выбор дипломной работы определил Ваш дальнейший жизненный путь или выбор был сделан еще раньше?
— Трудно сказать, что было раньше. Определенно могу утверждать, что, благодаря великолепным педагогам, учившим меня и в музыкальной школе при Белорусской государственной консерватории, и в Российской академии музыки имени Гнесиных, мой путь был наполнен нужными знаниями и направлен по определению Божию.
— Меня всегда поражало в храмах, как распевают молитвы на церковнославянском и греческом языках. Тексты молитв иной раз читать сложно, а тут слаженное как по нотам пение. Где и как этому учат?
— Сейчас существует большое количество учебных заведений, в которых наряду с филологией, историей, теологией и другими предметами преподаются церковное пение, богослужебный устав, церковный обиход, помогающие ориентироваться в огромном океане церковного богослужения. Но, достаточно часто, на клиросах встречаются регенты и певчие, не имеющие такого специального и, даже, музыкального образования. И сразу вспоминается история нашего церковного пения, рассказывающая нам о традициях изустного предания, когда обучение совершалось не по книгам, а на слух, «из уст в уста».
— Патриарший хор первым начал выступать на концертных площадках, вне стен храмов. По благословению Патриарха. Какое напутствие он дал Вам? Можно назвать его особой миссией?
— Праздничный хор Данилова монастыря является лауреатом международных и всероссийских конкурсов. Да, действительно, это был первый русский монастырский хор, который получил Гран-при на Международном конкурсе церковной музыки в Будапеште в 1991 году. В концертных выступлениях мы пользуемся возможностью донести до широкой публики богатое наследие нашей отечественной культуры, возрождаем к жизни забытые музыкальные шедевры, патриотические гимны и песни, знакомим с новыми талантливыми образцами российских авторов – наших современников. Такую работу действительно можно назвать миссией, миссией просветительской. Святейший Патриарх Алексий II как-то в конце 90-х XX века сказал: «Как же долго мы ждали возвращение нашей самобытной культуры в наше общество, и как нам не хватало патриотического духа в нашем сознании». И в напутствие нам: «Пожалуйста, пойте, несите в массы нашу подлинную национальную культуру».
— Церковное песнопение и духовное песнопение – тождественные понятия или одно включает в себя другое?
— Церковным песнопением считается то, которое поется непосредственно за богослужением. Духовным же песнопением может быть и духовный стих, и кант (духовная песня), и рождественская колядка, и патриотический гимн, написанный на текст псалма. Данные варианты песнопений за богослужением не исполняются.
— Кто из русских композиторов и певцов обращался в своем творчестве к церковным песнопениям? Можете привести примеры популярных произведений, рожденных в обителях и покоривших мир?
— Их множество. Например, чего только стоят обиходы Придворной певческой капеллы и Московского Синодального хора, Супрасльской, Киево-Печерской, Троице-Сергиевой, Почаевской лавр, Псково-Печерского монастыря («обиход» — система напевов, на которых строится богослужение). Все они были созданы талантливыми русскими композиторами (Дмитрий Бортнянский, Алексей Львов, Степан Смоленский, Александр Кастальский) и не менее талантливыми представителями русского монашества, имена которых остались неизвестными. Среди русских композиторов мало найдется тех, кто не прикоснулся бы к церковным текстам и напевам. А среди певцов можно назвать Федора Шаляпина, Ивана Козловского, Антонину Нежданову, архидиакона Константина Розова, протодиакона Дормидонта Михайлова и других.
— До революции 1917 года была хорошая традиция – обучать мальчиков хоровому пению при храмах. Из этих хоров вышло немало знаменитостей, объехавших полмира. Например, оперные певцы братья Пироговы. И после зарубежных гастролей известные артисты нередко пели на службах в храмах у себя на родине. Как Вы думаете, это дань уважения певческой школе, учителям или потребность души?
— Да, это знаменитая династия русских певцов! Один из братьев, Михаил, был протодиаконом в г. Рязани. Думаю, что их участие в богослужениях явилось результатом достойного и правильного воспитания в семье. А это оставляет след в душе каждого сознательного и, уж тем более, талантливого человека.
— Патриарший хор работал со многими известными артистами: Ириной Архиповой, Борисом Штоколовым, Иосифом Кобзоном, Юрием Соломиным. Они ведь очень разные, согласитесь. Чем запомнилась работа с каждым из них?
— О великих говорить всегда почетно, ответственно и, в то же время, трудно. Это уникальные личности, непревзойденные профессионалы своего дела, требовательные прежде всего к себе и, потом, к окружающим. Например, Иосиф Давыдович Кобзон, при всей своей огромной творческой и депутатской занятости, приходил на запись в студию подготовленным, тем самым уважая свое личное время и труд окружающих его коллег. Ему достаточно было одного-двух дублей, чтобы создать очередной музыкальный шедевр, при этом относясь предельно требовательно к себе и не делая замечаний никому из присутствующих. Или «великая» (как её многие называли!) Ирина Константиновна Архипова, которая, не взирая на свой авторитет и мировую известность, выходя на сцену беспрекословно выполняла всё, что просили от неё дирижеры, режиссеры и другие организаторы концертов и театральных спектаклей. А великолепный Борис Тимофеевич Штоколов однажды пришел к нашему хору в гримерную комнату и сказал: «Ну, братцы, спасибо! Порадовали! Мне еще никто так здорово не аккомпанировал!» И, будучи «народными», признанными во всем мире непревзойденными профессионалами, они всегда оставались простыми, общительными людьми. Вспоминаю творчество с ними с большой душевной теплотой и сердечной радостью.
— Вы стали инициатором создания Федерации мужских хоров. Почему Федерация, а не Ассоциация? Что это за объединение и какие задачи оно решает?
— В 2022 году в результате общения с большим количеством мужских хоров и их руководителями я пришел к выводу, что мужское хоровое пение в нашей стране находится в рассеянии: каждый коллектив в своем городе, в своем монастыре или храме, в своей организации существует сам по себе – со своим репертуаром, расписанием служб и концертных выступлений. Заглянув на страницы интернета, я нашел там только одно хоровое общество (Всероссийское хоровое общество) и одну ассоциацию детских хоров России. Про объединение мужских хоров никаких материалов мною найдено не было. А, например, в маленьких прибалтийских и в некоторых европейских странах существуют целые союзы мужских хоров, большие профессиональные мужские коллективы, фестивали, конкурсы, съезды и хоровые олимпиады. А ведь мужское пение является исконным пением русского народа! И преподобный Сергий Радонежский говорил: «Любовию и единением спасемся». Вот и возникла идея создания Федерации мужских хоров и ансамблей, на фундаменте которой объединяют свое творчество и свои таланты различные мужские хоры и хоры мальчиков России и стран Ближнего и Дальнего Зарубежья. Двери Федерации открыты для всех!
Источник: argumenti.ru
Свежие комментарии