Актриса Янина Мелехова: Китай – это другая планета, нам её не постичь
Янина Мелехова родилась в Беларуси. Окончила театральный факультет Белорусской государственной академии искусств. Зритель знает актрису по ролям в таких фильмах и сериалах, как «Территория сопротивления», «Стиляги», «Вирт: игра не по-детски», «Между нот, или Тантрическая симфония», «Гадалка», «Ростов», «Мылодрама», «За час до рассвета», «Нефутбол» и др. Сейчас Янина осваивает режиссёрскую профессию на факультете музыкального театра в ГИТИСе и уже поставила несколько спектаклей, имеющих успех у зрителя: «12 стульев», «Трагедия маленькой девочки, или последняя любовь Монро», «Кот в сапогах». А недавно известная актриса вернулась из двухмесячного турне по Китаю.
— Янина, в рамках Года культуры России и Китая спектакль Московского Современного Художественного Театра «Анна Каренина», где вы играете главную роль, был показан в 23 городах Поднебесной. Есть там зритель на чужестранный классический репертуар?
— Безусловно, есть. Китай – это другая планета, нам её не постичь, но китайская публика очень дружелюбная, хотя и отличается от нашей. Они были скупы на эмоции во время самого спектакля, не смеялись, не аплодировали, но в конце мы всегда видели мокрые глаза, улыбки, восхищение…
— Какие китайские города запомнились, что видели, где побывали?
— Я пробыла в Китае 53 дня, у нас было много перемещений: то мы на юге, где плюс 18, то перелетали на север в минус 18. Потом обратно к югу… Так вот, я старалась посмотреть все достопримечательности. Больше всего понравился город Фошань, это недалеко от Гуанчжоу. Был как раз выходной, и я сходила в великолепный Храм предков, помимо святынь увидела там два шоу: «танец львов», где акробаты в костюмах «царей зверей» исполняют различные трюки, и такую площадную вариацию пекинской оперы. Посетила местную киностудию, затем огромную буддистскую статую богини милосердия Грань Инь (Фошань, кстати, переводится как «Город Будды»), побывала возле древних печей, где выпускают знаменитый китайский фарфор. Я никогда не видела такой красоты, столь объёмных вещей из фарфора – посуда, вазы, уличные фонари, разукрашенные нереально красивыми росписями.
В Пекине удалось прогуляться по центру, к сожалению, на легендарную Китайскую стену съездить не удалось – боялась, что заболею, дул сильный ветер, холодно зимой в столице Поднебесной. Зато я увидела захоронение «Терракотовая армия», более восьми тысяч полноразмерных терракотовых статуй китайских воинов и их лошадей у мавзолея императора Цинь Шихуанди в Сиане. Это новое чудо света! История, как обычный деревенский житель во время бурения артезианской скважины нашёл в 1974 году целую империю под землёй, очень вдохновляет. Кстати, когда я приехала в Москву, листала галерею в телефоне, моя десятилетняя дочь воскликнула: «О, стоп! Я знаю — это терракотовая армия». Они как раз проходили в школе историю Китая…
— Историю Китая уже в младших классах проходят? Однако… Вернёмся к спектаклю в Поднебесной. Китайцы понимали, о чём «Анна Каренина»? Или для них это такая же экзотика, как для нас пекинская опера?
— Несмотря на то, что мы были, кажется, единственным театром, который приехал в Китай с драматической постановкой, чаще там гастролирует балет, мюзикл, различные шоу, зрители шли к нам со знанием дела, большинство, безусловно, читало произведение Льва Толстого или знало сюжет. А после занавеса зрители всегда ждали нас у служебного входа, фотографировались, брали автографы. В городе Чанчунь была организована очень интересная встреча, на которой мы общались с местным Клубом литераторов. Что поразительно, там, в основном, присутствовали подростки. Дети задавали серьёзные глубокие вопросы, над которыми надо задумываться, и было понятно, что китайская молодежь глубоко погружена в русское искусство.
Когда мы ехали в Шанхай на ночном поезде, произошел удивительный случай. В соседнем купе оказалась девушка, китаянка, которая хотела попасть к нам на спектакль, даже имела билеты, но обстоятельства не сложились. И когда она поняла, что мы и есть та русская труппа, она не смогла сдержать эмоций, охала и ахала, подарила нам книгу Конфуция, а мы ей в ответ подписали программки «Анны Карениной». Девушка пообещала, что обязательно расскажет своим педагогам и однокурсникам в институте, где учится, что встретилась с нами. А утром она пришла с планшетом, показала мне одного из самых популярных китайских актёров и сказала: хочу, чтобы вы сыграли с ним в каком-нибудь китайском фильме! Я ответила – почему бы и нет? Верю, что такие встречи не могут быть случайными.
— Вот как раз поговорим о кино, но не о китайском, о нашем. Одна из последних ваших работ – «Французский мастер» с Алексеем Гуськовым в главной роли. Чем вам была интересна эта роль, какой характер пришлось играть?
— Я сыграла тётю героя Алексея Гуськова, соответственно в кадре мы вместе не были, «общались» в детстве. Картина построена на воспоминаниях. У нас, как в драматургии Чехова, нет лишнего героя. Но когда я прочла сценарий, у меня возникло много вопросов, потому что это был не пустой сериальный опус, где всё сразу ясно. Перечитала ещё раз, а когда мы с режиссёром Юсупом Разыковым стали обсуждать, мне показалось, что мы действительно разбираем какую-то чеховскую пьесу. Сложные отношения в семье, груз всего этого на каждом персонаже, прекрасные диалоги, выразительное молчание – во «Французском мастере» я снималась с огромным удовольствием!
Хочу рассказать и о другом проекте. Не так давно была на интереснейших съёмках в Хакассии. Полнометражная картина с рабочим названием «Кто убил шамана». Я играю женщину с четырьмя детьми, муж ей изменяет, уходит к другой. И моя героиня приходит к шаману за помощью. На этих съёмках меня особенно удивили жители нашего русского Севера.
— Чем же?
— Они так любят свой край, свою культуру, нигде я такого не видела! Местные мне всё рассказали, показали. Я побывала на Саяно-Шушенской ГЭС, невероятное сооружение, гигантское. И, конечно же, посетила настоящего шамана. И для роли, и мне самой было интересно прояснить волнующие меня вопросы. Поговорили про жизнь, он мне что-то посоветовал, разъяснил. Шаман потом приезжал к нам на съёмочную площадку, освятил юрту, которая была специально построена, консультировал актёра, который играл роль шамана. Верю в этот проект!
— Шаманы – это действительно круто. И даже где-то страшно. Кстати, в каком-нибудь страшном ужастике хотели бы сняться?
— Я снималась в ужастике в главной роли в фильме «Вирт: игра не по-детски». И было сложно, потому что когда всё время в кадре боишься и пытаешься доказать, что никакого страха нет, плохо спишь по ночам в реальности. А ещё по сюжету мою героиню, жертву, снимают скрытой камерой. И вот я иногда в реальности просыпалась и будто видела какой-то огонёк невдалеке. Мне казалось, что это та самая камера, и за мной, настоящей, подглядывают!.. Не хотела бы повторить подобный опыт.
— Кстати, а какие у вас в жизни есть страхи?
— Например, я боюсь огня. Когда мне было три годика, мы с мамой и сестрой учились кататься на велосипеде возле кладбища, с соответствующей атмосферой – могилы, надгробия, высокие деревья.
— Уже страшно!
— Ну да. Рядом был частный сектор, и вот там загорелся дом. Почему мама не увела нас с сестрой, не знаю. Видимо, тоже была в шоке. Мы стояли и смотрели, как полыхает дом, как приезжают пожарные машины, как выносят двух обгоревших маленьких детей. Потом выяснилось, что мальчики остались с бабушкой и дедушкой, полезли на чердак. Им запрещали разжигать костёр во дворе, и они решили запалить огонь под крышей, где куча сена, опилки. И всё заполыхало. Я всё это видела и с тех пор стала бояться огня.
Серьёзная проблема, я не могла спать, родители даже водили меня к родственнице, бабушке-шептунье, и та святой водичкой рисовала на мне крестики. Не помогло. У нас была газовая плита, и чтобы её зажечь, я смастерила из пластилина длинную палку, зажигала спичку, прикрепляла к концу палки и на большом расстоянии подпаливала конфорку. Когда ложилась спать, перед моими глазами появлялся пожар, и чтобы заснуть, я представляла какой-то другой ужас, типа того, что приходит маньяк-убийца, достаёт пистолет, стреляет и… попадает в штору, которая загорается! Так что я здорово промучилась в детстве с этим страхом.
— Удалось вам преодолеть боязнь огня?
— Частично. Не так давно я снималась в фильме Александра Прошкина «Сарматы». И надо было проскакать на лошади рядом с пожаром. Мало того, что я боюсь огня, его боится и животное. Горела треугольная юрта, я должна была запрыгнуть на лошадь, босиком, в лёгкой рубашке, и помчаться к пожару, сделать поворот около него и поскакать за преступником, который эту юрту поджёг. Было очень страшно! Говорят – сцена лечит. Но и камера лечит. Когда я услышала: «Камера» Мотор!» — я мужественно собрала всю силу воли, хлестнула бедную лошадь, и мы выполнили задачу, которую поставил перед нами режиссёр. И после я поняла, что стала чуть меньше бояться огня. Думаю, шаг за шагом я все свои страхи преодолею.
Источник: argumenti.ru
Свежие комментарии