Как отличить обязательные услуги ЖКХ от навязанных
Рост тарифов на коммунальные услуги в России давно стал притчей во языцех. За заоблачные цены и регулярные попытки незаконно урвать лишнюю копеечку коммунальщиков не ругал только ленивый. Однако, как показывает практика, в огромном количестве случаев претензии к коммунальщикам сводятся не к завышенным тарифам, а к попыткам брать деньги за услуги, на оказание которых собственник квартиры согласия не давал. «Аргументы недели» разбирались в том, как отличить обязательные услуги в сфере ЖКХ от навязанных и можно ли освободиться от необязательных коммунальных «повинностей».
В первую очередь необходимо чётко понимать, какие именно жилищные и коммунальные услуги считаются дополнительными, а какие – обязательными (то есть платить за них придётся, даже если собственник не согласен). На этот вопрос в нормативной базе тоже имеется чёткий ответ. Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также правила оказания таких услуг (выполнения работ) утверждены Постановлением Правительства РФ №290 от 03.04.2013 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения». Он содержит 29 пунктов, охватывающих все основные параметры «жизнедеятельности» коммунальщиков в сфере обслуживания общего имущества многоквартирного дома – от необходимости контроля за исправностью фундаментов и крыш до необходимости оперативно ликвидировать аварийные ситуации. Все прочие услуги вроде организации видеонаблюдения или найма консьержей могут быть оказаны только на основании договора с конкретным собственником квартиры (потребителем). При этом важно понимать, что обусловливать приобретение одних услуг обязательным приобретением других нельзя (ст. 16 Закона «О защите прав потребителей»). Иными словами, условное «а не будут брать – отключим газ» применению не подлежит в любом случае.
Далее стоит упомянуть, что оказывать дополнительные услуги в коммунальной сфере без согласия собственников жилья сегодня прямо запрещено. В Правилах предоставления коммунальных услуг присутствует недвусмысленная формулировка, гласящая, что «исполнитель не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, оказывать услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы» (п. 156 Постановления Правительства РФ №354 от 6.05.2011 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»). Таким образом, все попытки управляющих компаний заявлять, что указание услуги в платёжке является «железобетонным» основанием обязательности её оплаты, откровенно незаконны.
Теперь необходимо разобраться, откуда должно по закону взяться упомянутое выше согласие жителей на оказание дополнительных жилищно-коммунальных услуг. На самом деле вариант всего один – это решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. В современной российской практике нередки случаи, когда «управляшки» протаскивают оказание дополнительных услуг без всяких собраний или даже с подделкой документов – в этих ситуациях, безусловно, необходимо бороться и доказывать, что жители на такое «повышение комфорта» не подписывались. В этом случае нужно письменно обратиться в управляющую компанию с заявлением об отказе от дополнительных услуг и возврате денежных средств. В случае отказа стоит идти в суд о защите прав потребителей. Также можно обратиться в жилищную инспекцию с заявлением о привлечении управляющей компании к административной ответственности по ст. 7.23.3 КоАП РФ (нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами). Однако если изначально договор, заключённый с управляющей компанией, подразумевает возможность оказания дополнительных услуг, на собрании с необходимостью такой услуги и предложенной ценой согласилось две трети собственников, а решение оформлено должным образом (внесено в протокол общего собрания) – услуга будет считаться легитимной, даже если конкретный собственник выступил против. Единственный вариант добиться легального отказа от платы в этом случае – снова инициировать собрание и пытаться если не отказаться от услуги полностью, то как минимум поднять вопрос о корректировке её объёма и стоимости.
Источник: argumenti.ru
Свежие комментарии