Военкор-писатель Георгий Медведев: сейчас важно фиксировать реальные события
Давний друг и знакомец читателей «Аргументов недели» российский военкор, волонтёр и теперь уже состоявшийся писатель из Горловки Георгий Медведев представил вторую книгу о непростых реалиях русского Донбасса – части большой России – в военные годы.
— Доброго дня, Георгий! Спешим поздравить с выходом второй книги! Расскажите о предыстории её создания.
— Спасибо большое за поздравление! Действительно, для меня это очень важное событие, важный момент, которого я ждал – и вот оно свершилось! Предыстория создания книги такова, что, как и в первой части, далеко не всё можно передать с помощью фото. Наша основная работа – это видеоматериалы, мы работаем на телевидении, снимаем репортажи о том, что происходит. Далеко не все эмоции удаётся передать при помощи фото- видеокартинки. Когда ты пишешь текст, ты можешь играть со словами и более детально, подробно рассказать обо всём. Поэтому, как и в случае с первой частью, те впечатления, те эмоции, которые остаются после каждой съёмки: будь это поездка на передовую к нашим бойцам или фиксация последствий обстрела, или просто рассказ о жизни Горловки, Ясиноватой. Осталось очень много, что хотелось бы рассказать. И вот это момент всегда подталкивал к написанию. И наверное, в первую очередь, книга о событиях в Мариуполе, о том, как мы освобождали этот город, она встретила достаточно тёплый приём у читателя России. Очень приятно, я благодарен людям за это внимание! Когда мы в семейном кругу обсуждали этот момент, пришли к выводу, что Горловка, Ясиноватая, Донецк, Макеевка – города, которые почти 10 лет живут в условиях войны, жутких обстрелах, когда люди страдают каждый день, эти города, как никто, достойны того, чтобы рассказать о них. Я не мог не выполнить эту работу, не написать эту часть я просто не мог.
— Вторая книга, значит, не связана с историей о Мариуполе?
— Нет, эта книга не связана с Мариуполем. В ней затрагивается период боевых действий в Донбассе как раз, когда я покинул Мариуполь, на чём, собственно, первая часть и завершается: я уезжаю из города-порта и заезжаю в Ясиноватую. Вторая часть начинается с того момента, когда я в Ясиноватую приехал. В ней затрагиваются моменты и до начала СВО, в период с 2014 по 2022 годы. Эпизодически я вспоминаю какие-то съёмки, поездки, людей, с которыми общались, но это фрагментарно. В большей степени она касается периода с мая 2022 года и до того дня, когда уже писалась эта книга.
— Значит во второй книге продолжается сложная дорога военного репортёра?
— Да, совершенно верно, продолжаю описывать дорогу военного репортёра. Практически всё, что здесь описывается, – наши поездки на съёмки, реже гуманитарная деятельность, она тоже затрагивается, упоминается. Но в процессе написания пришёл к выводу, что о гуманитарке писать не хочу, потому что если вторая часть тоже будет тепло принята читателем, то я рискну написать ещё небольшую книжицу-брошюрку именно о гуманитарной составляющей: не только о том, что делаем мы, а в целом, что такое гуманитарная деятельность, кто такие волонтёры в Донбассе, какую роль они играют, с чем сталкиваются. Потому что не редко люди спрашивают: в тех де комментариях подписчиков наших групп, пишут, просят рассказать: значит людей интересует эта тема. Для нашей страны в 2014 году само понятие волонтёрство, гуманитарная деятельность открыло какие-то новые грани, новые спектры в нём появились. Конечно, у нас были волонтёры и до этого: люди, которые помогали одиноким старикам, помогающие больным деткам, помогали животным, а также в поиске пропавших людей – всё это было. Но именно в таком формате, когда волонтёр надевает на себя бронежилет, шлем и едет под обстрелы без оружия в руках на передовую – это стало чем-то новым. И людям интересно узнать о них. Возможно, я и об этом расскажу. Но основная составляющая второй части – это дорога военного корреспондента, собственно потому она и называется «По военной дороге…».
Рассказываем, где были, что видели, что прочувствовали. Порой некоторые съёмки бывают: приезжаешь куда-то, а люди не разрешают снимать не потому что они против, не хотят видеть СМИ у себя – просто у человека трагедия: погиб ребёнок в этом доме, дом разворотило… Выходит старушка и говорит: «Не надо тут ничего снимать». Ты убираешь камеру, разговариваешь с ней, и уже не как журналисту она тебе рассказывает жизнь. Ты видишь всё своими глазами. Это навсегда осталось в памяти, об этом нужно и важно рассказывать, но видеоматериала по этому поводу нет. А книга даёт возможность описать это всё, рассказать больше, чем было показано.
— Какие города охватили в описании?
– В самом названии книги заложено «По военной дороге: Горловка, Ясиноватая, Шебекино», но география, конечно, гораздо больше. Потому что за период чуть больше года помотала нас та самая военная дорога. Здесь и воспоминания о поездке в Херсонскую область, по ней довелось немало покататься. Поездка в Белгородчину – Белгород, Шебекино, Шебекинский городской округ. Это наш многострадальный Донбасс – Горловка, Ясиноватая, Донецк, Макеевка. Многострадальная Луганщина прифронтовая, тоже мы там поездили. Практически все линии фронта охватили, довелось там побывать. Всё, что мы посчитали нужным, важным и интересным для читателя, там отражено.
— Где черпали материал в основном?
— Материал черпался из наших же поездок. Ничего в этой книги нет описанного со стороны, со слухов, с чужих рассказов. Это всё, чему свидетелями и очевидцами были мы сами лично. Каждое слово я, как автор, пропускал через себя, то, что я видел, о том и пишу. Не вижу смысла писать документалистику, если ты полагаешься на слухи, на чьи-то рассказы – тогда это уже не документалистика. Я всё-таки старался сохранить именно такой формат. Художественной литературы о событиях в Донбассе, я уверен, будет ещё очень много книг. И много из этого будет по-настоящему качественного и стоящего внимания, которое потом будут изучать в школах, как мы сегодня зачитываемся Симоновым, Борисом Васильевым, Василем Быковым. Я уверен, будут у нас и сейчас такие мастодонты пера. Но я считаю, это должно быть позже, и будет позже. Сейчас главное – это достоверная, объективная, честная фиксация происходящего. Это именно документалистика. Потом, кто знает, может быть я буду грешить художественной литературой на военную тематику событий текущих, но это будет рождаться, когда воспоминания переплетутся между собой в памяти, когда часть деталей потеряется в воспалённом, покорёженном сознании, появятся какие-то другие моменты, которых в действительности не было, но мне будет казаться, что были. И вот тогда из этого будет рождаться художественная литература эмоциональная, эпическая, но это будет потом. А сейчас важно фиксировать реальные события, пока они не затираются в памяти.
— Кто помогал в написании?
— Сложно сказать, кто помогал, каждый человек, которого я встречал в те или иные времена и в тех или иных местах, – это наши бойцы, которые брали с собой на позиции, наши бойцы, которые воюют и позволили какой-то день и час пройти частичку этого пути. Понятно, что это не весь путь – ребята воюют 27 на 7 на фронтах, а нам позволили прикоснуться к этому на некоторый период. Это люди, живущие здесь в Донбассе, самое главное, люди, как и бойцы, которые ни шагу назад не сделали, которые держат свой гражданский фронт. Без всего этого в комплексе эта книга не появилась бы. Повторюсь, это не художественная литература, а документальная, я надеюсь. Каждый человек, которого я встретил, с которым работал, внёс свою лепту в то, чтобы эта книга появилась. Не могу не сказать слова благодарности своим близким, своей семье, потому что я человек достаточно ленивый периодически (улыбается); могу несколько дней работать круглосуточно, а потом несколько месяцев, а может быть и лет просто вообще не прикасаться к своим написаниям. И меня подталкивали, напоминали и делали всё для того, чтобы я не забросил это дело. Поэтому, конечно, им особая благодарность.
— Какое издательство взялось за тираж?
— По опыту мытарств с первой частью, она издавалась к тому же в тот период, когда многое было непонятно, в сумбуре, издательства, с которыми мы контактировали, после того, как начинали читать книгу, просто боялись её публиковать, непонятно было для них, что будет завтра, что будет дальше. Книгу на военную тематику, тем более такого характера – с описанием Мариуполя – говорили прямо, что не хотят это печатать, поскольку не знают последствий этого решения. Такая у некоторых людей была странная логика.
Выручила нас Наталья Анатольевна Чернецкая, издательский дом Edit в Донецке, которое работает все годы войны, для которого нет ничего непонятного, а наоборот, всё очень даже понятно, чётко и однозначно. Человек, прочитав книгу о Мариуполе, сразу дала ответ, что она возьмётся за издание этой книги. Ну и уже сколько времени книга печатается, люди читают её. Как только я закончил черновик второй книги, сразу позвонил Наталье Анатольевне, и она сказала, что даже не читая его, ждёт готовый вариант. Собственно, издательский дом Edit, которому я тоже очень благодарен, сейчас выпускает первый тираж.
— На какую аудиторию рассчитана книга?
— Конечно, можно было бы сказать, что 18+ аудитория, но на самом деле я скажу, что аудитория здесь без возраста. Просто важно, насколько человек готов понимать, что тут описывается, анализировать, наверное… Эту книгу может прочитать взрослый человек, может прочитать и 14-летний подросток. Я надеюсь, для меня это была бы, как для писателя, самая большая награда, если эта книга для кого-то внесёт правильный смысл. Как например, для меня во времена детства и юности были мемуары о Великой Отечественной, хроники, воспоминания, когда я разговаривал со своими бабушкой и дедушкой, которые застали эту войну. Все эти хроники так или иначе сформировали во мне тот характер, ту личность, которой я являюсь на сегодняшний день. Когда началась война и СВО началась, для меня не было двойственного отношения, что «всё не так однозначно».
Я чётко понимал, что происходит и почему. Таких понимающих людей миллионы вокруг нас, кто хоть сколько-то интересовался историей, кто, как у Высоцкого сказано, «значит нужные книги ты в детстве читал». Поэтому если моя брошюрка как-то, где-то, кому-то сможет помочь в этом плане, это было бы высшей наградой и похвалой. Наверное, с точки зрения закона, на ней должен быть возрастной ценз, хотя особо так не описывается ничего, но местами правда бывает жестокой. А с точки зрения содержания, то она для всех, кто готов об этом читать.
— Я так понимаю, читателям можно планировать продолжение военной хроники?
— Скажу так, однозначно, да. Вопрос лишь в том, когда я соберусь с силами. Когда текущая ситуация вокруг нас будет позволять заниматься этим. Если увидим положительный отклик на вторую часть, хотелось бы рассказать, что привело в принципе ко всем событиям 2014 года. Увы, будучи журналистом ещё тогда стал свидетелем многих событий, из которых в последствии родилась война в Донбассе, СВО началась. Не мы это начали, а начали люди в Киеве, на Западе. И мы это видели своими глазами. Хотелось бы впредь рассказать об этом. И как говорил в самом начале, если эта тема будет интересна, то в голове уже есть идея рассказать о том, что такое быть волонтёром. А пока смотрим, как люди примут вторую часть.
Источник: argumenti.ru
Свежие комментарии