Веронские любовники триумфально вернулись в Большой театр
На Исторической сцене Большого театра состоялась премьера возобновлённого балета Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта» в постановке Леонида Лавровского. Легендарный балет не только восстановил, но и вдохнул в него вторую жизнь народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР, блистательный танцовщик, сын постановщика Михаил Лавровский. Первые пять показов знакового советского драматического балета подтвердили мировой уровень российского балета.
Актом справедливости сегодня воспринимают возвращение балета «Ромео и Джульетта» Прокофьева в версии Лавровского. Этот, уже классический вариант балета важен не только традиционностью в хорошем смысле. Он важен в связи с колоссальной фигурой хореографа Леонида Лавровского, его места и значения для русского и мирового балетного искусства. Лавровский синтезировал музыку Прокофьева, свою хореографию и драматургию великой пьесы Шекспира в единое целое и вошёл в мировую музыкальную историю ХХ века. Именно этот балет оказал колоссальное влияние не только на российскую школу. Он стал эталонным для зарубежных хореографов. В «Ромео и Джульетте» для танцовщиков любого уровня кроме филигранной техники краеугольным камнем становятся актёрская суть, драматургический контекст, психологический театр. На первый план выходит не техника танцовщиков, а их актёрская работа – мимика, жесты, пантомима, эмоции, психологический театр. И это всё заложено в музыке Сергея Прокофьева, и это сумел разглядеть тонкий и умный хореограф Леонид Лавровский ещё в прошлом веке.
«Ромео и Джульетта». Джульетта – Светлана Захарова, Ромео – Артемий Беляковктом. Фото Д. Юсупова / Большой театр
Большой театр заказал композитору партитуру в далёком 1935 году. Вдохновившись идеей, Прокофьев закончил черновой вариант всего за два месяца и в октябре лично представил балет в Бетховенском зале Большого. Но музыка не произвела впечатления на современников, так как никто не понимал, как это танцевать и как это ставить. К финалу прослушивания зал опустел. Драматургическая музыка Прокофьева в это время была непонятна. В шекспировской версии герои умирают, а в музыкальной – счастливая концовка, которая для Лавровского стала кульминацией балета, и поэтому он заставил переписать либретто и стал соавтором вместе с самим композитором и авторами идеи – театроведом Адрианом Пиотровским и историком театра Сергеем Радловым. Премьера состоялась в 1940 году на сцене Кировского театра, а в 1946-м – уже на сцене Большого театра. Первой и непревзойдённой Джульеттой и в Ленинграде, и в столице стала Галина Уланова.
В 1956 году балет «Ромео и Джульетта» стал украшением гастрольного тура в Лондоне и вызвал настоящий культурный шок! Заголовки английских газет писали о падении железного занавеса (хотя бы в культуре). Историческая внимательность к деталям, драматизм, роскошь и масштабы потрясли англичан, и именно тогда драматический балет получил своё право на жизнь на хореографической сцене.
На сцене главного театра страны балет сохраняли аж до 1976 года. Позже шедевр перенесли на сцену Кремлёвского Дворца съездов, где вскоре он тихо исчез. Триумфального возращения балета 25 декабря 1995 года Леонида Лавровского на Историческую сцену не случилось в силу объективных политических, социальных и финансовых причин. Он продержался в репертуаре до нулевых годов нового столетия и так же тихо исчез, как и появился.
В эпоху глобальных перемен появление легендарного балета «Ромео и Джульетта» Михаила Леонидовича Лавровского – новый тренд главного театра на восстановление справедливости по отношению к легендарному балету и бережному отношению к русской классике. Вот как оценивает этот событие сам хореограф-постановщик Леонид Лавровский:
«Мы раньше себя ценили сдержанно, почти застенчиво, да и сейчас недостаточно дорожим своим наследием. У нас же особое искусство: во всех сценических жанрах нам важен смысл исполняемого. Никакой поверхностности в классике русский балет не допускал. С лёгкой руки российских хореографов драматического балета на Западе стали ставить большие полнокровные спектакли – с сюжетом, действием, простроенными характерами. Не класс-концерты, когда люди в трико и купальниках исполняют красивые движения, а философские произведения со сложными и глубокими отношениями героев».
Костюмы для новой постановки созданы Татьяной Ногиновой, художник по свету – Дамир Исмагилов. Дирижёр-постановщик новых «Ромео и Джульетты» – Антон Гришанин. Заглавные роли в премьере исполняют звёзды Большого театра: Светлана Захарова и Артемий Беляков, Екатерина Крысанова и Владислав Лантратов, Евгения Образцова и Артём Овчаренко, Элеонора Севенард и Денис Родькин, Елизавета Кокорева и Даниил Потапцев.
С такими звёздами и с такой командой триумфальное возвращение балета «Ромео и Джульетта» Леонида Лавровского неизбежно.
Источник: argumenti.ru
Свежие комментарии