Как изучение испанского языка помогает узнать о культуре России
В наши нелёгкие времена Россия борется за создание нового справедливого мироустройства. Об этом неоднократно говорил глава государства Владимир Путин. И будущее страны, конечно же, во многом зависит от нашего подрастающего поколения. Патриотическое воспитание, формирование нравственных основ и здорового образа жизни становятся важнейшими элементами образовательного процесса в учебных заведениях. На важные и актуальные вопросы «Аргументам недели» ответила директор московской школы № 1252 имени Сервантеса Ирина Анурова.
— Роль системных знаний о месте России в мире. Есть ли такие занятия с учениками в Вашей школе?
— В первую очередь, это курсы обществознания и истории, где рассматривается место России в мире в разные исторические периоды. В рамках изучения курса обществознания, обучающиеся постоянно разбирают общественные явления на примерах жизни Российского государства и его взаимодействия с различными странами. Обучающиеся в обязательном порядке изучают правовые особенности нашей страны и, применяя свои исторические, обществоведческие и общие знания, соотносят законодательства разных стран и делают выводы о схожестях и различиях.
Внеурочные занятия «Осмысленное чтение» развивают критическое мышление. Ребята учатся критически относиться к получаемой ими информации, анализировать и сравнивать различные источники, формируя свою картину мира. Этот навык соответствует вызовам современных реалий, когда особенно важно умение из нескончаемого потока новостей выбирать ту информацию, которая соответствует действительности.
В школе углубленно изучается испанский язык и культура испаноговорящих стран, это огромный регион дружественных стран Латинской Америки. Уроки иностранного языка помогают лучше узнать культуру своей страны, так как программа предполагает изучение большого объема информации о нашей Родине: достопримечательностях, особенностях, природных богатствах, истории, религии, городах и т.д. В школе уже на протяжении 50 лет развивается международная детская дипломатия. Воспитание патриотических качеств личности на уроках иностранного языка происходит через систему личностных отношений к изучаемой культуре, сопоставление знаний о своей стране со сведениями о странах изучаемого языка. В процессе всего обучения развиваются коммуникативные навыки учащихся, поощряется искреннее отношение к обсуждаемому вопросу, что позволяет высказать свои мысли и правильное отношение к событиям в стране.
— Есть ли в школе мероприятия по морально-нравственной тематике и какие методические материалы используются?
— В школе №1252 имени Сервантеса, согласно годовой циклограмме и плану работы, проводится множество мероприятий, посвященных морально-нравственной тематике, как для детей, так и для педагогов и родителей. Возможно кто-то задаст вопрос, какие мероприятия о морали и нравственности можно провести для учителей и родителей, ведь в основном в школах уделяют внимание детям. Административная команда школы считает, что всегда надо освещать волнующие вопросы с разных сторон. Например, для учителей недавно проводили цикл лекций и тренингов на тему буллинга. В современной школе это важная проблема, которую надо решать взрослым вместе с детьми. А родители стали участниками интерактивного урока в рамках конкурса «Успешная молодежь». Эти занятия были посвящены актуальным темам «Семья», «Буллинг», «Зависимость от гаджетов в 21 веке», их провели самостоятельно ребята 10 класса. Изначально многие отнеслись к циклу таких игровых занятий скептически, но после проведения мы были удивлены количеству восторженных отзывов от родителей наших учеников.
В школе функционирует Школьная служба примирения. Чем же она занимается? В каждом коллективе время от времени возникают недопонимания и конфликты, детские коллективы не исключение. В конфликтных ситуациях нужна помощь взрослого человека. Когда возникает ситуация, требующая внимания, ребенку трудно адаптироваться в новом коллективе, возник конфликт, собирается «Круг примирения» с участниками конфликта. Ребята садятся в круг с психологом, педагогом, наставником школьной службы примирения и разбирают сложившуюся ситуация. Такая практика приносит свои плоды, в ряде классов такие «Круги» помогли наладить психологический климат.
Еще хочется отметить наши школьные театры. Ведь через театральную деятельность дети тоже познают мир, развивают свои личностные качества, ребята приобретают правильные нравственно-этические ориентиры. В нашей школе множество театров для разных возрастных групп учеников. Спектакли порой затрагивают важные темы: о доброте, взаимовыручке. Например, театры «Пигмалион» на английском языке, «Los Lazarillos» на испанском и «Менины» под руководством Викторовой Надежды Дмитриевны, Галкиной Татьяны Юрьевны, Шороховой Ольги Евгеньевны затрагивают в своих постановах в основном вопросы морали, этики, нравственности, рассматривая эту тему в трагическом или юмористическом жанрах, а иногда и с помощью простых жизненных примеров.
В школе проводятся выставки. В этом году учитель ИЗО совместно с педагогом по предмету ОДНКНР (основы духовно-нравственной культуры народов России) провели выставку к 80-летию снятия блокады Ленинграда. Ребята совместно с педагогами создали цикл «Натюрморты с натуры», изучив работы 14-летнего школьника Димы Бучкина. Возможно одним из результатов этой работы стало иное отношение ребят к привычным нам продуктам питания. Посетители выставки – ровесники блокадника Димы прочувствовали жизнь горожан, очутившихся в кольце блокады. Это мероприятие можно без сомнения отнести к морально-нравственному воспитанию подрастающего поколения, ведь ребята реально задумались о том, о чем ранее даже не могли представить.
Также можно отметить, что в школе проводятся занятия в рамках городского проекта «Кино в московской школе». В рамках этого проекта ученики знакомятся с российским кинематографом, обсуждают просмотренные фильмы разной тематики. А ведь в отечественных фильмах подчас затрагиваются серьезные темы морали и нравственности, о которых можно поговорить с детьми. Кино учит нас и детей жизни. Дает ответы на вопросы «Что такое хорошо и что такое плохо?». Особенно детям запомнились фильмы «Доживем до понедельника» и «Два капитана». Ребята очень внимательно их смотрели, а после активно обсуждали с педагогами. А в межрайонном совете директоров школ организован семейный киноклуб, в котором организуются кинопоказы российских фильмов и встречи с известными киноактерами. Недавно прошел показ фильма «Лев Яшин». Ученики нашей школы вместе с родителями ходили на просмотр этой киноленты о легендарном советском вратаре.
Каждый год мы стараемся придумать новые мероприятия, которые будут интересны и полезны для подрастающего поколения.
— «Разговоры о важном». Используются ли на занятиях задания для школьников по теме урока, игры, викторины, участие приглашённых гостей-спикеров? Чем «Разговоры о важном» отличаются от обычных уроков?
— «Разговоры о важном» — это не урок в привычном понимании этого слова. Это внеурочное занятие в формате беседы, доверительного диалога с детьми. Такое занятие не предусматривает домашнее задание, проверочные работы с системой оценивания, что дает возможность детям чувствовать себя комфортно и уверенно. Они знают, что могут открыто высказать своё мнение, поделиться опытом, задать интересующие их вопросы.
Залог успеха «Разговоров о важном» — заинтересованность обеих сторон в беседе: и педагога, и детей. Чтобы беседа для всех была интересной, конечно, мало одного только приема «вопрос — ответ». К каждому занятию разработаны методические рекомендации, сценарии и советы для педагогов. Учитель может проводить «Разговоры о важном» в таких формах, которые позволят школьникам вырабатывать собственную мировоззренческую позицию по обсуждаемым темам. Главное — наполнить занятие ценностным содержанием и дать ученикам возможность анализировать, сравнивать и выбирать.
Прекрасно оживляют диалог по любой теме работа в командах, викторины, решение кейсов, интерактивные задания, деловые и интеллектуальные игры. Например, во время занятия по теме «Избирательная система России» ученики средней школы с удовольствием стали участниками деловой игры «Выборы», которая позволила им наглядно увидеть весь выборный процесс изнутри: были выбраны общественные наблюдатели, определена избирательная комиссия, каждый получил бюллетень для голосования. Ученики в игровой форме познакомились с правилами проведения процедуры выборов и заполнения бюллетеней. Очень интересны для детей различные интерактивные задания. Например, на занятии «По ту сторону экрана. 115 лет кино в России» в рамках интерактива «Правда или вымысел» нужно было ответить на ряд каверзных вопросов об известных детям фильмах, а на занятии, приуроченном к Дню Конституции, благодаря интерактивной викторине старшеклассники смогли вспомнить основные положения главного закона страны. Интерактивная карта «Город добрых дел» на занятии о волонтерстве стала для детей проводником в мир доброго градостроения, основанного на разумном использовании ресурсов, внимании ко всем членам общества. С большим энтузиазмом дети решают различные кейсы, например, на занятии по теме «День российской науки» ребятам было предложено решить в группах несколько нетривиальных задач с научным обоснованием ответа, построенных на известных им законах физики, химии и биологии.
Огромной популярностью у детей пользуются приглашенные гости-спикеры. Часто это члены или друзья семьи кого-то из классного коллектива. Например, на разговор, посвященный юбилею Сергея Михалкова, в третий класс была приглашена современная детская писательница, вместе с которой дети прочли известные стихотворения советского поэта. Она поделилась с ребятами секретами писательского труда, провела мастер-класс по написанию стихотворений. На занятие, приуроченное к Дню защитника Отечества, в параллель восьмых классов был приглашён дедушка одной из учениц, полковник инженерных войск, который на примере своей службы рассказал восьмиклассникам не только о своей профессии, но и о качествах настоящих защитников Родины. В апреле на разговор о космонавтике в 4 классы приглашен космонавт.
Чтобы заинтересовать детей, особенно в начальной школе, учителя часто используют такие интерактивные игры, как:
— Анаграммы. Детям нужно перенести буквы в их правильные позиции, чтобы расшифровать слово или фразу.
— Филворды. Игра в слова, в которой надо соединять буквы и находить слова на игровом поле.
— «Колесо фортуны». Это интерактивный и простой в использовании веб-инструмент, предназначенный для веселого принятия решений. Творческий способ выбора ученика для классной активности, учителю нужно просто ввести имена детей или слова, и пусть колесо решит.
— Интерактивные викторины «Своя игра».
На занятиях «Разговоры о важном» хорошо воспринимаются учащимися рабочие листы, где можно проявить креатив и высказать свое мнение. Ребята составляют из букв слова, разгадывают ребусы, кроссворды; выполняют другие увлекательные задания, посвященные теме занятия.
Многие классные руководители ведут «Дневник занятий» — это тетрадь, в которую дети вклеивают рабочие листы и другие материалы.
Дети младшего школьного возраста очень любят рисовать, вырезать, клеить, поэтому мы часто используем шаблоны для простых поделок по теме занятия. Это развивает воображение, усидчивость, мелкую моторику. Такие поделки помогают лучшему восприятию темы.
В этом году на «Разговорах о важном» было несколько тем, затрагивающих вопросы героизма в годы Великой Отечественной войны. («100-летие со дня рождения Зои Космодемьянской», «Непокоренные (блокадный Ленинград)». На одном из таких занятий ребята сделали бумажную поделку со свечой.
На некоторые занятия приглашаются родители, профессии которых связаны с тематикой «Разговоров о важном». Так, например, на занятие «Я ХОЧУ УСЛЫШАТЬ МУЗЫКУ» был приглашен профессиональный виолончелист Эдуард Шварц, который работал в профессиональных оркестрах и образовательных организациях в России (Московская филармония, МАМТ им. Станиславского) и за рубежом (Мексика, США).
На занятие «День Земли» пригласили руководителя управления маркетинга компании «ЭкоНива – Продукты питания» Наталью Старкину. На этом занятии в игровой форме ребята решали проблемы, связанные с отходами и мусором, говорили о необходимости сохранения природы, о том, что существует опасность загрязнения планеты, и всё живое на ней может погибнуть. Дети пробовали правильно сортировать органический и неорганический мусор для дальнейшей переработки. Познакомились с акцией «Миллион – Родине!» – это сбор макулатуры у населения, что даёт возможность производителям бумаги экономить древесное сырьё, а жителям планеты — её ресурсы. После занятия родителями и детьми 3 класса была собрана макулатура, которую отвезли в приемку и на вырученные деньги купили ребятам сладости.
Детям начальной школы важно визуализировать понимание темы, поэтому мы используем образовательные фильмы проекта «Русская Фёкла», которые интегрированы в платформу «Разговоры о важном» и являются видеоматериалом к одноименному предмету для начальных классов. Новый выпуск анимационного проекта «Русская Фёкла» подготовлен к 115-летию российского кинематографа. Проект, реализуемый при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, предполагает создание короткометражных познавательных фильмов, посвященных важнейшим вехам российской истории, главным праздникам нашей страны, выдающимся деятелям русской культуры и искусства.
Бессменный ведущий серий образовательного проекта «Русская Фёкла» – популярный актер театра и кино Иван Колесников. Именно он помогает любознательной девочке открывать все новые страницы истории нашей Родины. Новые серии соответствуют темам занятий «Разговоры о важном».
Живое общение с приглашёнными гостями дарит детям не только новые знания и открытия, но и эмоции и впечатления, а значит, тема «Разговоров о важном» ещё долго будет обсуждаться с одноклассниками, друзьями и родителями. Интерес к ней не иссякнет, а наоборот, будет поддержан семейным походом в музей, просмотром кинофильма и прочтением книг по данной тематике. В этом, наверное, и заключается главная цель проекта — подтолкнуть учеников к осмыслению важных вопросов, сформировать внутреннюю позицию, дать понять, что они уже сейчас важная часть нашего общества.
— Проводятся ли мероприятия в рамках «Разговоров о важном» в соответствии с тематикой календарных дат: День защитника Отечества, Международный женский день и т.д.?
— Да, конечно, когда тема «Разговоров о важном» совпадает с предстоящим праздником, например, День матери, День защитника Отечества, День космонавтики, Новый год и другие, это позволяет в рамках занятия провести мероприятие и уже с начала недели, с первого урока понедельника, создать предпраздничное настроение.
В рамках занятий «Разговоры о важном» дети могут продемонстрировать подготовленные дома выступления, подготовить традиционные для того или иного праздника конкурсы, и организовать поздравления. Надо сказать, что ученики с радостью вливаются в процесс подготовки к этим мероприятиям, предлагают свои идеи. Традиционно в рамках «Разговоров о важном», например, мы проводим внутри классов мероприятие «Бессмертный полк», приуроченное к Дню Победы, где ученики могут рассказать одноклассникам о героях своей семьи, показать их фотографии. На занятии в преддверии Дня матери дети создают открытки своим мамам: в начальной школе мастерят их своими руками, ученики постарше создают видеопоздравления или онлайн-открытки. Накануне Нового года во всех классах на «Разговорах о важном» тоже проводятся мероприятия. В начальной школе это может быть конкурс талантов или театральная постановка, в средней школе популярны различные квесты. Всё это вовлекает детей в процесс организации и проведения «Разговоров о важном».
Как обеспечить высокую посещаемость этих занятий? Дети должны знать, что каждый раз их ждёт что-то новое и интересное, что они будут услышаны, что они будут важными участниками этого разговора.
— Есть ли в школе советники директоров по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями? Что изменилось с появлением советника? Какие новые мероприятия стали проводиться?
— С сентября 2023 года в школе появились советники директора по воспитанию и взаимодействию с общественными организациями. Нам показалось важным, чтобы наши советники были назначены из числа педагогов, уже работающих в нашей школе. Те, которых ребята знают, любят и уважают.
Максим Анатольевич Руденко — не только опытный тренер, но и учитель физкультуры, депутат Совета депутатов муниципального округа «Сокол».
Наталья Константиновна Пентюхина – учитель русского языка и литературы, много лет участвует в организации и реализации программ лагерей творческого актива.
Каждый из них увидел для себя возможности профессионального роста, развития в сфере воспитания.
Расскажем немного о школьном спортивном клубе, который возглавляет Руденко М.А. В этом учебном году футболисты разных возрастов школьного спортивного клуба выиграли в межрайонных турнирах по футболу и мини-футболу четыре призовых места: три первых и одно второе и достойно смогли выступить на Московских соревнованиях. Преподнесли сюрприз и волейболисты, заняв второе место в Кубке Улановой. Впервые за долгое время была выставлена команда из девочек в межрайонном турнире по баскетболу, они смогли сенсационно выйти в финал турнира. Также мы стараемся развивать и новые направления и секции: в этом году большой популярностью пользуется секция дзюдо, уже в первый год своего существования ребята завоевывают призовые места на соревнованиях. Наш клуб имеет свою символику, помимо клубной игровой формы у ШСК есть герб и маскот — бычок Фердинанд (Федя), который сопровождает ребят на многих соревнованиях, поддерживает и придает уверенности в своих силах. С этого года большое внимание уделяется и страничке Вконтакте, ребята из IT- и медиаклассов с удовольствием помогают создавать и монтировать ролики, регулярно выкладываются посты о деятельности клуба и жизни в Северном округе Москвы. Страничка Вконтакте имеет свой фирменный дизайн и включает в себя все последние новшества.
На протяжении многих лет школа №1252 имени Сервантеса является городской базовой площадкой ГТО. Мы предоставляем возможность сдать нормы ГТО не только ученикам нашего образовательного учреждения, но и ребятам из других школ. С этого года мы стали проводить массовые «Дни спорта» по параллелям. По итогам прошлого года мы смогли увеличить количество ребят, принявших участие в сдаче норм ГТО, на 100 процентов.
Нет ничего не возможного, как гласит девиз нашей школы и ШСК «Сервантинос»: «Кто хочет — тот добьется», и мы будем в дальнейшем только развиваться и идти вперед.
Советники вместе с ребятами принимают активное участие во всех мероприятиях, проектах, патриотических слетах и акциях, которые предлагает Российское Движение детей и молодежи. Похожие мероприятия, конечно, были в школе и до этого, но в этом году приобрели новое звучание, потому что теперь многие из них проводятся в один день всей столицей, всей страной. Перечислю лишь некоторые из них:
-Экоакции (сбор батареек и крышечек, макулатуры)
— День народного единства
— День матери («маментинки»)
— «Московское кино в школе»
— День здоровья, который приобрел поистине грандиозные масштабы
— Книга другу
— Конкурс «Юный полярник»
— Конкурс «Успешная молодежь», в котором наши ребята участвуют уже 3-й год и вышли в финал этого года.
Каждому из советников предоставлена уникальная возможность развивать внутри «Движения первых» то, что он по-настоящему любит: для Максима Анатольевича — это спорт и школьный спортивный клуб, для Натальи Константиновны — это волонтеры, театр и международная детская дипломатия.
Кстати, в рамках международной детской дипломатии наша школа стала участником уникальных мероприятий:
— Фестиваль латиноамериканских стран,
— Телемост с Кубой,
— Открытие памятника Симону Боливару, борцу за независимость Латинской Америки. В открытии принимали участие представители официальной Венесуэльской делегации, а также столичные органы власти, а наши дети выступали, пели, читали стихи.
Советники помогают в воспитательном процессе не только мероприятиями, но и беседами, встречами с родителями, помогая организовать учебный и воспитательный процесс.
Этот год показал, что дети с удовольствием принимают участие в делах, которые им интересны, родители поддерживают, с удовольствием приходят в школу.
Как раз в рамках конкурса «Успешная молодежь» было организовано мероприятие «Школа, творчество, семья – вместе весело всегда». Мы очень гордимся своими традициями, но всегда открыты и новому. Родители старшеклассников участвовали в деловых играх, ребята помладше провели экскурсию по родному району и организовали увлекательный квиз.
Новые традиции только укрепляют неповторимый дух школы, ее уникальность.
— В 10-11 классах вводятся уроки НВП. Как в школе реализуется данный проект?
— В этом учебном году в школе проводится подготовительный этап: изучаются методические рекомендации, уточняются функциональные обязанности педагога-организатора НВП, идёт обсуждение кандидатов на данную должность, анализируется состояние материальной базы и имеющихся возможностей по успешному освоению программы НВП. В этом контексте необходимо отметить наличие 8 пневматических винтовок и шести габаритных макетов АКМ. Хорошим подспорьем в этом направлении будет также наличие кадетского класса (9 «Е») и 10 победителей и призёров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ среди выпускников школы последних лет.
— Как в вашей школе проходит церемония поднятия флага?
— Два года назад в школах нашей страны была введена очень важная церемония – поднятие государственного флага Российской Федерации. Мы тщательно готовили это мероприятие, проводили репетиции в разных корпусах нашей школы, были назначены ответственные по каждому зданию, все было заранее спланировано для этого торжественного момента. Первое поднятие флага 1 сентября 2022 года совпало с открытием нового здания школы №1252 имени Сервантеса в Малом Песчаном переулке, 4А. Это делало церемонию еще более торжественной и значимой именно для нашего учебного заведения. Право первого поднятия флага было предоставлено ученику 11 класса, победителю заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре Грознову Дмитрию, а также заслуженному учителю РФ Марине Григорьевне Полисар. Марина Григорьевна работает в нашей школе с 1973 года и является учителем и наставником не одного поколения учеников, многие из которых уже работают в родной школе учителями.
Один из важных моментов подготовки к церемонии поднятия флага — выбор учеников для знаменной группы. В школе были разработаны критерии, по которым ребята могут претендовать на участие в церемонии поднятия флага РФ и исполнения гимна в начале учебной недели, ведь это должны быть не только ученики, которые учатся «на отлично». Ребята должны также отличиться в школьных делах, сделать что-то полезное, активно участвовать в общешкольных мероприятиях, побеждать в конкурсах и олимпиадах различного уровня, в общем, быть неравнодушными к школьной жизни. То есть, в знаменную группу может войти ученик, не отличающийся высокими учебными результатами, но неравнодушный и активный в школьной жизни. Возможно, это дает ребятам дополнительный стимул быть лучше везде, ведь девиз нашей школы «Кто хочет — тот добьется». После церемонии фотографии и видеоролики попадают на сайт школы и страничку в социальной сети Вконтакте. Каждый родитель может увидеть своего ребенка в составе знаменной группы. Возможно именно поэтому постепенно все больше и больше учеников хотят участвовать в этой важной традиции, ведь поддержка идет и из семьи.
А как красиво и торжественно поднимать флаг в хорошую солнечную погоду на улице осенью или весной. Ребята особенно любят эти моменты. Иногда можно наблюдать, как жители окрестных домов выходят на балконы и выглядывают из окон, чтобы понаблюдать за церемонией и послушать гимн нашей страны.
— О школьном пространстве «Уголок патриотического воспитания».
— Изначально в основу создания военно-исторического музея «Во имя Родины» была заложена идея построения образовательного пространства постоянной доступности. Она была успешно решена целенаправленным подбором экспозиций и размещением их в рекреации 4-го этажа школы. Благодаря этому даже во время перемен учащиеся имеют возможность подробно знакомиться со всем информационным материалом. При этом как с помощью экскурсовода, так и самостоятельно визуальным осмотром или с использованием своих гаджетов, путём считывания QR кодов, нанесенных на экспозиции и хранящих видеозапись экскурсий различной тематики.
Основной экспозиционный блок музея представляют важнейшие битвы Великой Отечественной войны. В создании музея, особенно данного блока, принимали активное участие выпускники школы, родители учащихся, а также педагоги. Например, большое количество артефактов Великой Отечественной войны было предоставлено семьёй Хуторских, три поколения которой обучались в нашей школе и все они активно занимались поисковой деятельностью. Представителем династии педагогов Татьяной Анатольевной Межуевой были переданы в дар музею фотографии, награды и самоё дорогое – фронтовые письма отца.
Частью единого целого являются ещё две экспозиции «Советские добровольцы в Испании» и «Испанские добровольцы в рядах Красной Армии», которые не только отражают совместную борьбу двух народов с фашизмом, но и важное направление деятельности школы – углубленное изучение испанского языка. Примечательно, что в оформление первой экспозиции внесла свой вклад автор школьного гимна, учитель испанского языка Надежда Азариевна Кондрашова. Она передала фотографию и материалы о своём родственнике — участнике Гражданской войны в Испании.
При создании образовательного пространства были также учтены особенности детской психологии – желание самостоятельно знакомиться с той или иной информацией с использованием современных технологий. Для этой цели в музее установлен интерактивный стол. Он имеет объёмную базу данных текстуального, фото и видеоформатов. В нём дети находят ответы на многие вопросы, в том числе и по учебным программам. С его помощью можно также просмотреть и прослушать экскурсионный материал, а перейдя в раздел «Проверь свои знания» закрепить его, ответив на вопросы специально разработанных тестов. Кроме того, получить информацию о фильмах, песнях, стихотворениях и книгах, которые посвящены подвигам советского народа, в том числе и детей, в годы Великой Отечественной войны.
В базе интерактивного стола также хранятся электронные версии ежегодно издаваемых сборников учащихся школы участников Московской метапредметной олимпиады «Не прервётся связь поколений». Печатные экземпляры регулярно в стенах этого же музея ветеранами и специально приглашёнными для этого Героями Российской Федерации торжественно вручаются авторам. Здесь же учащиеся знакомятся с материалами проектов своих сверстников победителей и призёров различных конкурсов. Они не просто знакомятся, а принимают решение активно участвовать в подобных мероприятиях.
Как показывает опыт, созданное образовательное пространство приносит свои плоды. Нами был разработан и внедрён новый метод музейной работы «От музейной экспозиции – к проекту, от проекта – к новой музейной экспозиции». В рамках этого метода были разработаны и успешно защищены проекты «Русский подвиг в небе Испании», «Вперёд идут советские танкисты», «Александра Акимова – штурман самолёта По-2» и другие, по которым были открыты новые музейные экспозиции. Проект о Герое Российской Федерации Александре Фёдоровне Акимовой получил ещё и дальнейшее продолжение: по его материалам написана одноименная книга, он также лёг в основу ходатайства школьного коллектива и Совета ветеранов № 9 об открытии мемориальной доски, посвящённой этой замечательной женщине. Данное ходатайство было удовлетворено и в год семидесятилетия Победы советского народа в Великой Отечественной войне состоялось её открытие. В настоящее время подготовлены материалы для участия во всероссийском образовательном проекте «Парта Героя» об установке в школе парты её имени. Всего учащимися разработано 12 проектов, среди которых такие, как «Материнский подвиг», «Дети – фронту», «Юные герои войны», «Герои Советского Союза, Российской Федерации — жители района Сокол», «Спорт – это жизнь! Не как лозунг, а как реальность из жизни спортсменов-фронтовиков», подготовленные за последние два года.
Кроме того, идёт постоянное увеличение количества учащихся, принимающих активное участие в олимпиаде «Не прервётся связь поколений», причём коэффициент успешности (количество победителей и призёров) составляет 45%.
С особым энтузиазмом молодое поколение берется за создание макетов, на военную тематику. Уже в этом году состоялась презентация двух из них «Курская битва» и «Партизанский отряд в Крыму», изготовленных учащимися 7 «Д» класса Даниилом Бабаевым и Максимом Чубаровым.
— Есть ли в школе лекции или уроки по пропаганде здорового образа жизни и о вреде употребления наркотиков и психотропных препаратов?
— Проведение мероприятий по пропаганде здорового образа жизни и вреде употребления наркотиков и психотропных препаратов имеет важное значение. Свое место в этом ряду занимают беседы, диспуты и лекции. В школе уже стало традицией проводить их совместно со специалистами Городского экспертно-консультативного совета родительской общественности (ГЭКСРО). При этом не только с учащимися, но и с их родителями, как при очном общении, так и онлайн. Для повышения их качества заранее в конце учебного года классным руководителям отсылается тематический список по данной тематике, полученный из ГЭКСРО, и каждый из них выбирает необходимую тему и вид занятий. Далее на основе этих данных составляется график проведения, и заявка отправляется в ГЭКСРО. По такому алгоритму школа взаимодействует с советом уже много лет. В среднем проводится более 20 занятий в год.
Однако, анализ работы в этом направлении показал, что большей эффективностью в пропаганде здорового образа жизни и профилактике употребления наркотиков и психотропных веществ обладают мероприятия (уроки) с активным участием в них самих учащихся. Сюда мы относим уроки физической культуры с элементами соревновательности, сами соревнования по различным видам спорта, сдачу норм ГТО и другие мероприятия подобной направленности. Так, например, в прошедшем учебном году проведено было проведено более 50 мероприятий такого рода. Особое внимание при этом уделяется участию в них родителей, а также предание им широкой гласности. Информация размещается на сайте школы и в социальных сетях, с ней знакомятся родители и родственники учащихся. Таким образом используется психологическая составляющая для повышения эффективности мероприятий как со стороны учащихся, так и родителей. Первые гордятся своим участием и победами, вторые – успехами своих детей.
Немаловажную роль играет анализ обратной связи – отзывов родителей о тех или иных мероприятиях. Так, например, наибольшее их одобрение в прошедшем учебном году получили: активные перемены, соревнования по футболу и баскетболу, а также танцевальные батлы и квизы. В первой половине этого года высокую оценку родителей получила лекция на тему «Пять табу при общении с детьми», проведенная с ними педагогом-психологом школы Анастасией Леонидовной Жуган. Из второго комплекта мероприятий: 4-х часовая совместная с родителями тренировка секции «Дзюдо», которая была организована во время зимних каникул тренером Шляхтовым Андреем Алексеевичем, игры в «Пионербол», разнообразные эстафеты с участием родителей в формате «Папа, мама и я – спортивная семья» и другие.
Такой подход к проведению мероприятий по пропаганде здорового образа жизни и профилактике употребления наркотиков и психотропных препаратов позволяет вносить коррективы в сами мероприятия, а также делать акцент на более востребованные.
Источник: argumenti.ru
Свежие комментарии