В Театре Пушкина сделали прогноз на завтра
7 и 8 мая в Театре Пушкина состоялись премьерные показы спектакля «Завтра была война» по знаменитой повести Бориса Васильева в постановке режиссёра Владимира Киммельмана. История из грозовых предвоенных лет живо перекликается с ситуацией нынешней и фразы типа «в окружении врагов», да и само название спектакля уже не кажутся какой-то отстранённой метафорой.
Борис Львович Васильев, 100-летие со дня рождения которого будет отмечаться 21 мая, – сам участник Великой Отечественной войны. Война началась, когда он окончил 9-й класс.
Ушёл на фронт добровольцем в 1941 году со школьной скамьи в составе истребительного комсомольского батальона. 3 июля 1941 года был направлен под Смоленск, оказался в окружении, вышел из него в октябре 1941 года. По личной просьбе зачислен в пулемётную полковую школу. В 1943 году попал на минную растяжку и с тяжелой контузией был доставлен в госпиталь. Борис Васильев своими глазами видел, как война ломала жизни, калечила судьбы, оставляя детей без родителей, в голоде и нищете. Из его ровесников вернулись домой единицы, только три процента, остальные сложили головы в Великой Отечественной войне. Борис Васильев чудом оказался среди выживших. То есть повесть «Завтра была война» в каком-то смысле автобиографична. Она была написана в 1972 году, но увидела свет лишь в 80-х годах, в период ослабления цензуры…
Спектакль начинается с пролога. На фоне театрального занавеса, где проецируется фото школьного класса, главный герой рассказывает, кто из «9Б» остался в живых: «Артем Шеффер. Из школы его выгоняли за принципиальность, а он доказал ее, принципиальность свою, доказал! Когда провод перебило, он сам себя взорвал вместе с мостом. Просторная у него могила, у Артема нашего!.. Пашка Остапчук. В школе за ним остроумия не водилось: он умел ловко вертеть на турнике «солнце» да преданно любить Леночку Бокову. Война отняла у него ногу и спорт, и к Лене он не вернулся…Владимир Храмов. Отличник наш, тихий самый. Его даже в переменки и не видно было и не слышно. На Кубани лёг возле «сорокапятки» своей. Ни шагу назад не сделал. Ни шагу!..»
Но ученики «9Б» пока ничего этого пока не знают, разумеется. В замысловатых трёхэтажных декорациях с огромной красной звездой посередине (художник-постановщик София Егорова) девятиклассники, стоя на пороге взрослой жизни, с надеждой смотрят в будущее, влюбляются и учатся прощать. Зина Коваленко (Елизавета Кононова) хочет стать портнихой – прекрасно! Большинство, конечно, метят в лётчики и лётчицы – это тем более замечательно. Староста «9б», честная, смелая и целеустремленная Искра Полякова (Екатерина Рогачкова) – хочет стать комиссаром, пойти по стопам мамы-комиссарши (отличная работа Евгении Дмитриевой) – вообще шикарно. Но идеальную картину мира Искры разрушает ситуация с одноклассницей Викой Люберецкой (Вероника Сафонова).
Вика Люберецкая — дочь главного инженера авиазавода (Андрей Кузичев). Круглая отличница. Тонкая, умная, серьёзная девушка, живущая намного благополучнее сверстников. Вика восхищена своим отцом, считает его идеалом, любит до самозабвения. Самое страшное для нее — это сомневаться в отце. И когда его арестовывают, обвинив в передаче чертежей новых самолётов немцам, «Валендра», классный руководитель «9б» (Анастасия Лебедева), ревностно выполняющая указания сверху, приказывает Вике: «Выйдешь перед школой, как перед всем народом, отречёшься от своего отца!» Но Вика предпочтёт уйти из жизни, не отречется и не положит на стол свой комсомольский билет…
В 1987 году вышел фильм «Завтра была война» режиссёра Юрия Кары, с Сергеем Никоненко, Ниной Руслановой, Верой Алентовой, Натальей Негодой, Владимиром Заманским в главных ролях. И если в той картине, в соответствии с веяниями времени, конца 80-х, акцент делался на ужасах сталинской эпохи, с её подлыми доносами и душной атмосферой, то спектакль Театра Пушкина, на мой взгляд, он больше об ужасах войны, о которых многие из нас не особо задумываются. Большинство пока находится в состоянии этих счастливых девятиклассников – ходим в театры, веселимся, сидим в кафе на Малой Бронной и Патриках. Но перед глазами возникает проекция фото «9Б» на занавесе – сколько их осталось в живых?
Источник: argumenti.ru
Свежие комментарии