Актриса Анна Пухова: В «Слове пацана» мы в шубах играли летом зиму
Анна Пухова родилась в Санкт-Петербурге. Окончила Театральный институт «Школа русской драмы» им. И. О. Горбачёва и переехала в Москву. С 2011 года художественный руководитель, режиссёр и актриса «Театра, Которого Нет». Зритель знает Анну по ролям в таких фильмах и сериалах, как «Универ», «Дом образцового содержания», «Шахматная королева», «Аромат шиповника», «Я худею» и др.
— Анна, в нашумевшем сериале «Слово пацана» вы снимались вместе с главным героем Вовой Адидасом, роль которого исполнил Иван Янковский. Какие впечатления от съёмок, от режиссёра Жоры Крыжовникова, от самого Янковского, наконец?
— Я попала в этот проект через открытый кастинг. Предлагалось четыре разных роли, я выбрала одну и записала пробы прямо как была: не накрасившись, в спортивном костюме тридцатилетней давности. Теме сериала это как раз соответствовало. И когда меня утвердили, я, естественно, обрадовалась, так как очень люблю фильмы Жоры Крыжовникова. Особенно один из первых его коротких метров — «Проклятие». И мне было жутко интересно понаблюдать, как он выстраивает работу на съёмочной площадке, как общается с актёрами.
Первое, что увидела — гигантскую декорацию, потом прочитала где-то, что это был самый дорогой на тот момент кинопавильон в России. Стояло жаркое лето. А снимали, как водится, разгар зимы, лютый мороз. Поэтому всё было завалено искусственным снегом, и ветродуи кружили беспросветную пургу. На площадку привезли старый плацкартный вагон 80-х годов, этакую развалюху. И мы в жару, все в шубах, зимних пальто, шапках-ушанках того времени, сидели и обливались потом в ожидании команды «мотор». Я играла попутчицу главного героя, роль которого исполнял Иван Янковский. Иван мне очень понравился, я всё время смотрела на него и думала — а похож ли он на своего знаменитого деда, Олега Ивановича Янковского…
— И как, похож?
— На деда нет, но на отца, Филиппа, очень. Иван — приятный, интеллигентный в общении, без всякой звездной болезни… Сериал «Слово пацана» действительно громко прозвучал. Но мнения разделились: кто-то восхищается им, кто-то говорит, что не хочет больше погружаться в те жестокие времена конца 80-х — начала 90-х. Я тоже застала то время, но я жила в Питере, и хотя он считался криминальной столицей, у нас не было таких подростковых банд, по крайней мере, в подобном масштабе. Фильм снят честно, и мне как зрителю сериал, что называется, «зашёл».
— Одна из первых ваших работ в кино — в фильме выдающегося режиссёра Эльдара Рязанова «Андерсен. Жизнь без любви». В нём, даже в самых маленьких ролях, снялись практически все самые известные актёры того времени. Вот и вам «свезло», как говорил Шариков…
— Да, в этой картине снялись, по-моему, не только все самые известные, но просто — все актёры Москвы и Петербурга! Потому что «Андерсен» — это очень населенный яркими персонажами фильм. Насколько я помню, Эльдар Александрович задумывал его как свой последний, и поэтому вложил в него всё: кипучую энергию, непревзойдённое мастерство, талант всех своих любимых артистов. Я, как только услышала в телефонной трубке представление: «Вам звонят из съёмочной группы Эльдара Рязанова» — тут же согласилась на небольшую роль фрейлины. Думаю, что так же, не раздумывая, соглашались и все артисты. Ведь Рязанов — легенда, попасть к нему в фильм — большая честь для любого актёра. Мне выдали текст, он был большой, на нескольких страницах, и попросили выучить. Я спросила: «А что учить?» Мне ответили: «Всё! Эльдар Александрович любит уже на площадке выбирать, кто что будет играть». Для меня это было неожиданно, но я, конечно, всё выучила. В результате действительно в этой смешной сцене из сказки про Принцессу и Свинопаса реплики достались нескольким разным актрисам. Там, кстати, были настоящие свиньи, иногда они очень громко хрюкали, заглушая актёров. Переиграть и перекричать их было довольно сложно. Но, по-моему, в итоге это удалось.
И вот что интересно, роль Короля в «Андерсене» играл прекрасный петербургский актёр Андрей Юрьевич Толубеев — можно сказать, мой крёстный папа в профессии…
— Вы у него учились?
— Как раз нет. Но общение с Толубеевым прошло красной нитью через всю мою театральную жизнь. Когда я окончила школу, сразу решила поступать в театральный институт. Андрей Юрьевич набирал экспериментальный курс — студию при знаменитом БДТ. Я прошла туда на второй тур, но дальше меня притормозили. Я никак не ожидала, что меня могут не взять, ведь до того момента была уверена, что я гений. А тут такое фиаско… Набралась наглости и подошла к Толубееву: «А как же мне теперь быть? Ведь я так хочу у вас учиться!» Андрей Юрьевич по-доброму посмотрел на меня и ответил: «Обязательно пробуйте дальше, поступайте, вы очень талантливы!» Эти слова меня вдохновили и поддержали, и потом, через несколько лет, я всё-таки поступила в театральный институт.
Периодически я ходила на спектакли с участием Андрея Толубеева в БДТ, дарила ему цветы. Испытывала к нему тёплые чувства благодарности и восхищения, конечно, ведь он был прекрасным актёром. Пока поступала в театральный, между делом училась в Санкт-Петербургском университете, где был знаменитый университетский театр. Многие известные питерские актёры начинали именно там: Сергей Юрский, Игорь Горбачёв, Сергей Лосев, Иван Краско, Андрей Толубеев и многие другие. И я, конечно, с радостью пошла туда. Там была такая традиция: в конце первого года занятий — «посвящение в актёры». Молодые студийцы должны сыграть отрывки из пьес, а потом само посвящение, о сути которого никто из нас ничего не знал, а старшие товарищи упорно хранили секрет.
Я в тот день, как назло, заболела, температура 38, голос сел, разговаривать могла только басом, но, несмотря на это, Дорину в своем отрывке из «Тартюфа» Мольера сыграла очень хорошо. И вот, наконец, «посвящение», о котором все так таинственно молчали… И вдруг я вижу Андрея Юрьевича Толубеева! Именно он и «посвятил» меня в артисты. Проходило всё довольно быстро: сначала тебе давали выпить водки из огромной чарки. А потом Толубеев пожимал руку и поздравлял новоиспеченного артиста. Я была уверена, что раз это театр, то и в чарке — обыкновенная вода. Спокойно отпиваю, и вдруг у меня глаза вылезают на лоб! Водка была настоящая. Я ведь до этого никогда её не пила. Андрей Юрьевич, видимо, узнав меня, решил отступить от традиции и вместо рукопожатия одарил меня … долгим поцелуем в губы! В общем, моё «посвящение в артисты» имело головокружительный успех и длилось незапланированные минут пять под оглушительные аплодисменты, смех и крики «Браво!» от всех участников этого действа.
Когда я уже оканчивала «Школу русской драмы» Игоря Олеговича Горбачёва, Андрей Толубеев как председатель петербургского СТД был на нашем дипломном спектакле «Без вины виноватые». А вскоре я получила из его рук диплом о том, что я актриса. Слава богу, на этот раз обошлось без водки!.. Ну, и закольцовывая историю с Толубеевым, в последний раз мы встретились с ним как раз на съемках у Рязанова. Мы друг другу очень обрадовались, он первый поздоровался, мы немного пообщались. А потом оказалось, что Король из «Андерсена» был одной из последних ролей Андрея Юрьевича в кино…
— Анна, вы основали очень интересный проект — «Театр, Которого Нет». Как пришла идея и почему такое название?
— Как-то я была на Мосфильме на встрече с режиссёром Леонидом Белозоровичем, у которого потом снялась в замечательном сериале «Дом образцового содержания». Сижу, рассказываю о себе, и вдруг он меня спрашивает: «А где ты, Аня, сейчас работаешь?». Я отвечаю: «В театре «Бенефис».
— Был такой, помню.
— Он и сейчас существует, на Новых Черёмушках, я в нём 7 лет проработала… Так вот, Белозорович мне говорит: «Нет такого театра». «В смысле? Я там работаю», — возражаю я. «Нет такого театра, — настойчиво продолжает Белозорович. — Нет театров «Бенефис», «Эрмитаж», «Вернисаж». Есть МХТ, Малый театр. Большой». Ну, понятна мысль, в общем… Сидим дальше, разговариваем. Подходит к нам ассистент по актёрам и тоже у меня уточняет: «А где вы работаете?». Я отвечаю: «Ну, я работаю в театре, которого нет». Вот так родилось это забавное название.
А спустя какое-то время я поставила свой первый спектакль с профессиональными актёрами, «Стеклянный зверинец», это было в 2011 году. И нам нужно было срочно на афише написать название театра. Я вспомнила ту историю, и мы написали: «Театр, Которого Нет». Вот так наш независимый проект и возник. Я там и режиссёр, и худрук, и актриса. Это площадка для творчества, ведь наш театр есть только в тот момент, когда мы играем спектакль. За 13 лет мы выпустили порядка 10 постановок. Самый мой любимый спектакль, конечно, первый — «Стеклянный зверинец» по знаменитой пьесе Теннесси Уильямса. Мы долгое время играли его на разных площадках, в том числе в Центре Мейерхольда. А сейчас я восстановила спектакль, и сама играю там главную роль Аманды. Ещё у нас был очень интересный спектакль «Фантазии Фарятьева» режиссёра Константина Демидова. На этот проект мы собирали деньги всем миром — на краудфандинговой платформе. Собрали, поставили, играли с успехом несколько сезонов.
А вот с моим спектаклем «Прелести культуры» по рассказам Зощенко я даже ездила на фестиваль в Испанию в 2019 году. С его созданием связана довольно забавная история. Поначалу он задумывался как мой моноспектакль под аккомпанемент живого пианино. Мы достаточно долго репетировали с моей коллегой, актрисой Олесей Ильмуковой, которая, кроме театрального, окончила ещё и музыкальное училище. Выпускать спектакль мы договорились в театре «Камерная сцена» в городе Лобня, с которым я сотрудничаю до сих пор. И вот за пять дней до премьеры у меня внезапно пропадает голос. Я перепробовала все средства традиционной и народной медицины — вплоть до полоскания горла коньяком. Никакого эффекта… Тогда бывалые коллеги мне дали совет: просто молчать. Два дня я молчала, но в день премьеры поняла, что пора бы и заговорить. Но не тут-то было! Голоса по-прежнему не было. Я в панике приезжаю в театр и пишу записку директору, что не могу говорить. Она отвечает: «Отменять нельзя, все билеты проданы!»
— Ну, чистый Зощенко!
— Да. Делать нечего. Директор везёт меня в соседний город к какому-то чудо-доктору, тот капает адреналин прямо на связки. Но говорить у меня всё равно не получается. Расстроенная, возвращаюсь к своей пианистке. А к ней на премьеру пришёл муж, тоже актёр, чтобы просто снять спектакль на видео. Он вообще был не в курсе, что мы должны играть, о чём речь. И вот я ему пишу записку: «Женя, спасай, выйди со мной на сцену». И он, к моему изумлению, соглашается. Выходит, не зная ни слова, с папочкой в руках, где был текст инсценировки. И начинает очень выразительно читать эти гениальные рассказы Зощенко. Я стою рядом, делаю вид, что так и задумано, играю лицом, руками и даже ногами. И вдруг к третьему рассказу у меня неожиданно появляется голос, и дальше мы продолжаем вместе. И всё получилось так органично, что потом мы стали играть этот спектакль уже втроём. А тогда, на премьере, никто и не понял, что это была чистая импровизация… Вот в этом и заключается одна из прелестей нашей актёрской профессии!
Источник: argumenti.ru
Свежие комментарии