Безоблачное небо и голые землекопы: в РАН рассказали об исследованиях в Африке
В Москве прошло тематическое заседание Президиума РАН
Новые области неба, геологические ресурсы и генетика редких видов живых существ, которые могут приоткрыть для человека тайну бессмертия. Вот лишь небольшой перечень наших научных интересов в Африке. Взаимодействию российских и африканских ученых было посвящено заседание президиума РАН, прошедшее во вторник, 25 июня.
Африка, за которую идет сегодня геостратегическая схватка среди ведущих мировых держав, важна России не меньше, а может, в сложившихся условиях даже больше, чем кому-либо. Нам нужны надежные союзники в экономике, науке и в политике, ведь 54 государствам Африки принадлежит четверть голосов ООН!
Политика и экономика
По словам директора Института Африки, члена-корреспондента РАН Ирины Абрамовой, этот континент называют сегодня континентом XXI века и новым полюсом мирового развития. И не только за то, что на его долю приходится 1/3 мировых природных ресурсов (к примеру, в Гвинее находится 30% алюминиевой руды, а Нигер занимает пятое место в мире по добыче урана). Это стремительно развивающаяся часть планеты, обладающая огромным человеческим потенциалом. Судите сами – сегодня тут проживает 1,4 миллиарда человек, 60 процентов которых – люди младше 30 лет, а к 2050 году их количество может вырасти до 40% мирового населения!
Уже сегодня здесь активно идет формирование среднего класса, растет потребительский рынок, с 2018 года функционирует африканская континентальная зона свободной, беспошлинной торговли.
– От того, как мы сможет играть на этом направлении, зависит наше будущее, – резюмирует Абрамова.
Россия, по ее словам, кроме мер по обеспечению своей стратегической безопасности, может увеличить к 2030 году экспорт своих товаров в Африку в 1,8 раза. Мы также заинтересованы в обеспеченных туристах из Африки.
Что касается науки, тут на первый план выходят геология, биоэкономика, здоровьесбережение, информационная безопасность, новые материалы, космические и энергетические технологии.
Конечно, очень многие ниши в Африке уже заняты другими странами, в частности Китаем. Он лидирует в области строительства гидроэлектростанций на этом континенте, нет равных ему по внедрению лекарственных препаратов, также китайцы почти полностью контролируют минерально-сырьевой сектор. Но есть и открытые ниши, в которых Россия должна сыграть свою роль. Это атомная энергетика с самым низким показателем выбросов вредных веществ (к примеру, мы уже строим мощную АЭС в Египте), аграрная сфера, биобезопасность, технологии по внедрению современных решений в налоговой сфере, создание умных городов и, конечно, космические технологии.
По словам Ирины Олеговны, нашим плюсом также является гуманитарная сфера, опыт России в вопросах достижения собственного суверенитета и безопасности.
— Запад провалился с точки зрения обеспечения безопасности, – он не только не гасил, он разжигал конфликты на континенте, – говорит Абрамова. – К тому же Африка, как и Россия, не приемлет современные либеральные ценности. В государствах введены прямые запреты на распространение либеральных ценностей.
Несмотря на то что наша страна еще в советские годы активно поддерживала Африку и многие ее лидеры хорошо говорят по-русски, не со всеми сегодня строятся безоблачные отношения. В частности, по словам академика РАН Алексея Васильева, Ангола поддерживает сегодня идею вступления в коалицию с США и присоединения к режиму санкций. При этом представители Анголы проигнорировали приглашение в Швейцарию на саммит, посвященный Украине, что говорит о том, что правительство Анголы все-таки не занимает открытой антироссийской позиции. Вывод тут напрашивается один – нам нужна Африка, а мы нужны ей, и надо активно работать по укреплению взаимовыгодных отношений со всеми ее государствами, учитывая нынешнюю непростую ситуацию в мире.
Биология
О том, чем нам может быть интересна Африка с точки зрения научных исследований в области биологии, рассказал заместитель директора Института экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН, академик Юрий Дгебуадзе.
Особым регионом, представляющим интерес биологов, является, по его словам, Эфиопия.
– Данная территория — центр видообразования на Африканском континенте, – говорит Дгебуадзе. – До начала нашей экспедиции здесь насчитывали 25 видов рыб. Сейчас их известно более 200. Определены также пять точек их видообразования. Большие исследования проведены по слабоэлектрическим рыбам, которые общаются с помощью слабых электрических токов. Нам удалось создать приборы для визуализации этого процесса.
По словам ученого, российско-эфиопской научной группе также удалось разыскать 46 новых видов млекопитающих, – теперь их 102.
Одним из самых интересных животных, в исследовании которого заинтересованы наши ученые, является голый землекоп, который живет до 30 и более лет. Сейчас показано, что в Эфиопии обитает не один, а два его вида, и это дает новые возможности для исследований, в том числе и в области борьбы со старением.
Африка также интересна биологам, как регион – источник самых опасных инфекций. Только за последние 100 лет здесь было выявлено около 20 таких инфекций, к примеру СПИД, лихорадка Западного Нила, лихорадка Зика и другие.
– Мы изучаем и новые вирусы, многие из которых пока не опасны, но достаточно одной-двух мутаций — и они могут стать патогенными, – говорит Юрий Юлианович.
Другие работы российских биологов в Эфиопии касаются предотвращения столкновений птиц с самолетами, экспертизы в области охраны природы, рыболовства, внедрения новых культур, повышения плодородия почв.
Космос
О совместных проектах с африканцами в области космоса рассказал заместитель директора Института космических исследований РАН Александр Лутовинов.
По его словам, у России есть резон развивать отношения с ЮАР в области фундаментальных космических исследований, в частности, в рамках проекта BRICS-OTN (Optical Transient Network – «Оптическая переходная сеть»).
Южное небо, по словам ученого расширяет диапазон наших исследований, в частности, именно на южном небе, которое обозревает Южноафриканская астрономическая обсерватория (ЮААО), видна та область, которая не видна с нашей территории, – там находятся Большое и Малое Магеллановы облака.
Ключевым инструментом ЮААО является 11-метровый телескоп, там же рядом расположены более мелкие телескопы, включая сеть российских телескопов МАСТЕР. По словам Лутовинова, с Южноафриканской астрономической обсерваторией реализовано множество проектов.
В первую очередь это исследование рентгеновских двойных систем и транзиентов (небесных источников излучения, которые сильно изменяют свою яркость в рентгеновском диапазоне. — Прим. авт.). Мы обнаружили самую далекую нейтронную звезду в нашей Галактике, к исследованию которой которой привлекли и данные ЮААО, и данные Европейской Южной обсерватории.
Южноафриканские ученые входят также в группу БРИКС-OTN по астрономии, где ЮАР является председателем. В области фундаментальных исследований ее задача заключается в обнаружении кратковременных оптических транзиентов и других явлений. Практическая задача заключается в поиске потенциально опасных объектов, сближающихся с Землей, – комет и астероидов.
Кроме того, Россия заинтересована в возможностях ЮААО как территории для осуществления связи с космическими аппаратами. В ЮАР для этого идеальные условия – всегда хорошая погода и уникальное географическое расположение.
– Наши станции в Медвежьих Озерах (центр космической связи на территории Московской области, где расположен радиотелескоп. — Прим. авт.) имеют проблемы с видимостью в летние сезоны, когда аппарат уходит как бы под Землю. Нам необходимы антенны на юге, – резюмировал Лутовинов.
Источник: www.mk.ru
Свежие комментарии