«Разумно, адекватно»: автоэксперт оценил закон об отмене обязательного ОСАГО при регистрации авто
«Никуда не годится, когда автомобилисты покупают страховку от отсутствия страховки»
Во вторник 25 июня Госдума в третьем чтении приняла закон об исключении полиса ОСАГО из перечня обязательных документов при регистрации автомобиля. Водители в большинстве своем позитивно восприняли эту весть. Суть нового закона и то, к чему он приведет, обсудили с автоэкспертом.
На пленарном заседании 25 июня депутаты Госдумы приняли в третьем чтении поправки, исключающие полис ОСАГО из перечня обязательных документов для совершения регистрационных действий, связанных со сменой автовладельца. Эту инициативу ровно год назад внес председатель комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Евгений Москвичев. В закон об ОСАГО и в закон о безопасности дорожного движения, соответственно, были внесены изменения, исключающие обязанность заключать договоры ОСАГО до совершения регистрации.
«Это хорошо, потому что не обязательно делать страховку сразу после покупки, может, человек не будет на ней ездить какое-то время и оформит страховку, когда будет удобно!» – высказываются водители. Многие из них сходятся во мнении, что «при регистрации полис был ненужной вещью».
– Изначально смысл требования наличия полиса ОСАГО при регистрации автомобиля был в том, что это подталкивало автовладельцев заключать договоры ОСАГО; в противном случае они не смогли бы поставить машину на учет, – объяснил в беседе с «МК» автоэксперт Петр Шкуматов. – Но у этого требования было несколько неудобств, прежде всего связанных с необходимостью сразу после регистрации вносить изменения в полис ОСАГО. Это те же самые номерные знаки. То есть вы пришли, заключили договор ОСАГО на старые номерные знаки, потом пошли в ГИБДД, получили новые номерные знаки, и вам нужно вносить изменения в полис ОСАГО. Из-за этого была масса проблем; кто-то вносил эти изменения, кто-то не вносил. Соответственно, качество данных как в базах ГИБДД, так и страховых компаний было не на высоте. Это было неудобно.
А потом ввели однодневные полисы ОСАГО. Таким образом, те, кто не хочет покупать полис ОСАГО, то есть сознательные нарушители, начали покупать полисы для «гаишников» – по сути, на один день для регистрации автомобиля. Таким образом, смысл этого требования вообще исчез.
Да, есть сознательные нарушители, то есть это люди, которые полис не покупают, а потом, когда попадают в аварию, говорят: ну, идите судитесь, у меня денег нет, я нищий, безработный. То есть такое хамское, эгоистичное поведение. Но я думаю, что таких людей на дорогах станет намного меньше, когда подключат камеры.
(Напомним, что если у пострадавшего нет ОСАГО, это не может стать причиной отказа в выплате ему компенсации. А вот если ОСАГО нет у виновника, то с ним придется, скорее всего, судиться. Добровольно почти никто не платит. Ну или ремонтироваться за свой счет).
Многие эксперты сходятся во мнении, что для того чтобы водители соблюдали требования закона и ездили с полисом ОСАГО, нужно использовать камеры фиксации нарушений. Про это говорят уже несколько лет, но пока ничего не происходит. Отметим, что глава Всероссийского союза страховщиков и одновременно глава РСА Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев осенью 2023 года заявил о готовности к запуску камер, проверяющих наличие ОСАГО. Тогда сообщалось, что проверять начнут в 1 квартале 2024 года. На первом этапе камеры будут сверять наличие полиса у тех, кто нарушил ПДД, соответственно, водителю придет сразу два штрафа: к примеру, один за нарушение разметки, другой – 800 рублей за отсутствие страховки. Его будут выписывать не чаще одного раза в сутки.
Как работает камера: считывает номера, фиксирует время проезда, далее идет запрос в базу АИС ОСАГО, и все становится понятным.
Пока что по камерам так и не проверяют…
Касаемо выписывания штрафа один раз в сутки автоэксперт отметил: для того чтобы его выписывать один раз в сутки, необходимо внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях. По его словам, уже очень многие автомобилисты покупают страховку от отсутствия страховки (у другого участника аварии), «а это никуда не годится». «Если страхование обязательное, то все должны быть застрахованы, и тут не может быть каких-то других вариантов», — подчеркнул наш собеседник.
Если посмотреть на количество автомобилистов, которые ездят без полиса ОСАГО, то оно уже много лет стабильно держится на отметке 3-4 миллиона автомобилей. Все остальные автомобилисты полис покупают и делают это максимально заблаговременно. То есть более 90% автомобилистов свою ответственность страхуют и считают ОСАГО полезным и нужным, отметил автоэксперт.
– Я не вижу ничего плохого в новом законе, даже наоборот, это хорошо, потому что ты пришел, зарегистрировал автомобиль, получил новые номера и уже с действующим СТС, с действующими государственными регистрационными знаками, с новым владельцем, то есть с актуальными данными покупаешь себе полис. Все очень разумно, адекватно, – резюмировал наш собеседник.
При этом сейчас в соцсетях автолюбители высказывают мнение, что пострадают доходы бизнеса, замешанного на ОСАГО. Эксперт подтвердил: «Те, кто продавал автомобилистам полисы около ГИБДД, – все эти палатки, машины, на которых было написано «ОСАГО», – они канут в историю. Ну, собственно, туда им и дорога. Потому что они продавали эти полисы в 3-4 раза дороже, чем они стоят».
Источник: www.mk.ru
Свежие комментарии