«Бродский DRIVE»: джазовая импровизация в архитектуре классицизма
Десять лет назад в Петербурге появился новый музыкальный фестиваль на открытой площадке, в саду Фонтанного Дома. Самые первые концерты проходили в стилистических поисках и решали важную на тот момент задачу – гармонично увязать сценическое действо и пространство летнего сада. Иосифу Бродскому, в честь которого был назван фестиваль, был близок джаз, возникший в результате переплетения различных культур, основанный на импровизации, интуитивности и как воплощение свободы. А стилистический вектор, в котором соседствуют современная импровизационная музыка и поэзия, точно воплотил идею организаторов.
В Петербурге с 12 по 14 июля пройдет Х Международный музыкальный фестиваль «Бродский DRIVE». О предстоящем Большом джазовом уикенде «Аргументам недели» рассказал художественный руководитель фестиваля, джазовый пианист и композитор Андрей КОНДАКОВ.
Как появилась идея создания такого фестиваля, кто придумал название?
Юбилей – это хороший повод вернуться к истокам и как говорится «сверить часы». Наш джазовый вождь, выдающийся музыковед Владимир Борисович Фейертаг, который недавно к большому сожалению нас покинул, однажды сказал: «все начинается с инициативы одного человека». Эта фраза созвучна истории создания фестиваля. Десять лет назад идея зародилась у замечательного человека, режиссера, актера, продюсера, Юрия Озерского, подарившего Петербургу множество прекрасных арт-проектов. Он рано ушел из жизни и оставил нам в наследство «Бродский Drive». Юра придумал и название, и формат, и место проведения. Так бывает, что совершенно не джазовый человек создает яркое джазовое событие. Конечно, без единомышленников хорошее дело не выживает. Фестиваль Юра ставил на ноги и развивал вместе с Сергеем Васильевым, который и ныне является нашим директором. В сущности, Бродский Drive – фестиваль музейный. В Европе такая практика распространена. Я бывал на фестивалях, где джаз вписан в строгое умиротворяющее пространство классических музеев. Это совсем не скучно – наоборот, на контрасте получаются незабываемые эмоции и впечатления.
Чем удивит и порадует программа фестиваля в этом году?
На этот раз мы предлагаем нашим слушателям музыкально-поэтическое начало в авторском проекте Руста Позюмского «Песни Элиота II», где гармонично переплетены стихи Томаса Стернза Элиота, музыка барокко, этника и импровизация. В нем примет участие вокалистка редкого дарования Алиса Тен, непревзойденный Владимир Волков и Антон Изгагин.
И еще нам удалось сохранить статус международного фестиваля. Кроме импровизаторов из Петербурга и Москвы в афише заявлены гости из Парижа. В пятницу вечером 12 июля мы представим программу классического джаза при участии французского вокалиста Мистера Мелвина, а завершим фестиваль в воскресенье 14 июля свободными импровизациями в исполнении Zig Trio французского пианиста и композитора Siegfried Debrebant.
В субботу и воскресенье мы предлагаем публике дневные и вечерние концерты, на которых выступят пианистка и композитор Дарья Кондакова с программой «Солнце внутри» при участии вибрафониста Алексея Чижика, оркестр экстремальной музыки DostoevskY Idiot Андрея Крутилина. Петербургский контрабасист Филипп Мещеряков также выступит со своим проектом JazzPhil, где солирует замечательный исполнитель на губной гармонике Макс Некрасов. Вячеслав Гайворонский представит программу-исследование «Бродский. Фонемы». В субботу вечером, 13 июля, на сцену выйдет московский пианист и композитор Дмитрий Илугдин – это, пожалуй, одна из самых интересных фигур в современном отечественном джазе. В его трио задействован потрясающий барабанщик Петр Ившин. Чуткий, пластичный музыкант, прекрасно реализующий себя в разных жанрах. После выступления с Дмитрием, Петр плавно перейдет в мой оркестр и своим выступлением мы завершим субботнюю программу. Вечернюю программу воскресного дня 14 июля начнет плотное звучание оркестра Mussorgsky Jazz Orchestra под управлением Сергея Богданова. В качестве специального гостя с оркестром споет несколько композиций любимица публики Лера Гехнер.
Иосиф Бродский в своем эссе «Поклонение тени» пишет, что Петербург, его архитектурный ансамбль «заставляет художника заботиться о форме «…петербургская поэзия была зачата и находится под знаком классицизма». Можно ли предположить, что сходное влияние город оказывает на джазового музыканта, импровизатора?
Могу сказать, что город, его архитектурная красота и строгость безусловно оказывают лично на меня и мою музыку большое влияние. У меня много композиций написано в стандартных музыкальных формах. Даже когда я с головой погружаюсь в свободные импровизации, какая-то часть во мне препятствует полному хаосу. Я живу в центре, в старом фонде, с потолками со старинной лепниной и паркетом начала 20 века, в окнах — изящные фасады старинных домов. Мне нравится и вдохновения хватает.
У вас недавно вышел новый альбом на московском лейбле Jazzist. Расскажите, пожалуйста, про что это «Быть человеком» («Being a Human being»)
Это запись моего квартета с давними творческими партнерами — контрабасистом Григорием Воскобойником, который в этот раз выступил еще и в роли саунд продюсера, саксофонистом Дмитрием Семеновым и барабанщиком из Ростова-на-Дону Александром Боженко. В альбом вошли относительно новые пьесы, написанные в период пандемии, а также композиции разных лет. В целом, было трудно отследить логику того, как отбирался материал. Просто в какой-то момент, взглянув на названия пьес, появилось название альбома. «Приемный покой», «срочная телеграмма», «зарядное устройство», «снова дождь» – это все моменты бытовой жизни каждого из нас, будничная жизнь человека. «Быть человеком» — это находиться и осознавать себя в разных ситуациях, состояниях, в разных контекстах.
Источник: argumenti.ru
Свежие комментарии