Эксперт по атомной энергетике рассказал об основной опасности налетов со стороны ВСУ
Владимир Асмолов: «Основное беспокойство сейчас – за персонал станции»
Крупнейшая в Европе Запорожская АЭС, куда накануне ВСУ направили беспилотный летательный аппарат со взрывчаткой, находится сегодня в центре внимания МАГАТЭ и всего мирового сообщества. «Ядерным террором на континенте» назвала атаку представитель МИД РФ Мария Захарова. «Серьезным вызовом мировому сообществу» считает случившееся специалист по безопасности атомной энергетики, доктор технических наук, профессор Владимир Асмолов. Он оценил в интервью обозревателю «МК» последствия данного нападения.
Напомним, что 11 августа, направив в 20.20 и 20.32 два беспилотных летательных средства на ЗАЭС, ВСУ повредили башенную градирню, внутри которой возник крупный пожар – горели пластиковые пароуловители. К 23.30 отрядом пожарных из 10 человек огонь был потушен, но градирня, по данным Росатома, получила серьезные повреждения.
Справка «МК». Градирня – это бетонное башенное сооружение для охлаждения большого количества воды за счет движения воздуха. Оно создается с помощью естественной тяги, которая возникает вследствие разности масс столбов наружного воздуха и нагретого и увлажненного внутреннего воздуха.
По данным ГУ МЧС Запорожской области, от пожара никто не пострадал, радиационный фон вокруг АЭС в городе Энергодаре в норме. По словам директора по коммуникациям станции Евгении Яшиной, слова которой приводит телеканал «Россия-24», на месте пожара уже побывали эксперты Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), осмотрели последствия и уточнили, что две градирни расположены за пределами периметра ЗАЭС, их используют во время функционирования станции (которая остановлена с 2022 года). В сообщении сотрудников МАГАТЭ говорится, что повреждение градирен не оказывает прямого влияния на безопасность шести остановленных блоков. Однако любой пожар представляет риск распространения огня и на более важные для безопасности объекты.
Высказался о произошедшем и глава вышеупомянутого ведомства Рафаэль Гросси. Он назвал атаку безрассудной, повышающей риск ядерной аварии, но не стал возлагать ответственность ни на одну из сторон конфликта.
Просто констатировать атаку и повреждения, по словам гендиректора Росатома Алексея Лихачева, мало, – надо определить источник этой атаки и дать ей международную политическую оценку.
Судьба ЗАЭС
Справка «МК». Запорожская АЭС — одна из самых крупных атомных станций на территории Европы. Она расположена на участке площадью 104,7 га на левом берегу Каховского водохранилища, рядом с городом Энергодаром. В 550 км к северо-западу от нее находится Киев. В феврале 2022 года российская армия взяла станцию под свой контроль. Сейчас оператором является «Росэнергоатом» (входит в «Росатом»). Все реакторы ЗАЭС в целях безопасности заглушены.
Реакторы станции относятся к классу «ВВЭР» – водо-водяные корпусные энергетические ядерные реакторы. Они были разработаны еще в СССР. По словам Владимира Асмолова, который принимал непосредственное участие в их разработке, они обладают высокой степенью надежности и безопасности и относится к третьему поколению атомных станций.
Все шесть энергоблоков ЗАЭС, которые строились в 80-х годах (это так называемый наш Проект В-320), обладают электрической мощностью 1000 мВТ. Их защитные железобетонные оболочки рассчитаны на падение самолета, – говорит Асмолов. – Стрельба 2022 года, которая велась в полукилометре от этих блоков не могла повредить их. Сейчас ударили по градирне, нанесли экономический ущерб, градирня теперь нуждается в ремонте.
— То есть, повреждений, которые могли бы привести к выбросу радиоактивных веществ в атмосферу или в воду, нет?
Конечно, нет. Станция довольно устойчива к такому роду атак, как беспилотники. Гораздо большее беспокойство сейчас вызывает безопасность персонала, которого на станции около 4-5 тысяч. Это наше главное звено в обеспечении безопасности станции. Представляете, люди идут на работу и понимают, что в любой момент им на голову может граната упасть. У них же нет такой прочной защитной оболочки, как у станции!
– Чем занимается персонал, когда станция остановлена?
Станция остановлена, но на ней работают насосы, вентиляция, которые снимают остаточное тепловыделение. Оно незначительное, но требует внимания. Неоднократно на станции отключалось внешнее питание, что требовало запускать резервные дизели, имеющие, кстати четыре канала безопасности. В общем живучесть нашей технологии ВВЭР проверена. Но проверять ее границы дальше очень сильно не хочется. Лучше все это проверять на тренировках.
— Что было бы, если бы беспилотники ударили в рабочую градирню?
Ничего страшного. Есть тысячи других способов охладить эту воду. Это не проблема… Но все равно инцидент нам очень неприятен.
— Ее можно отремонтировать?
Конечно! С бетонными стенами там ничего не произошло. Сгорела начинка, которую и так время от времени меняют. Это пластиковые лотки, с которых вода потихоньку скатывается вниз и охлаждается. Кстати, они и загорелись-то только потому что градирня была в нерабочем состоянии, сухой внутри.
— Какой, по-вашему была стратегия у ВСУ, когда они готовили налет на ЗАЭС?
Думаю, что кроме как напугать персонал и мировую общественность, – другой цели у них не было. «Второй Чернобыль», «трансграничные переносы радиоактивных веществ»… Сколько панических заявлений уже прозвучало!Но это все – научная фантастика, не имеющая под собой никаких реальных подтверждений.
Заявления Гросси, австрийского канцлера не содержат даже намека на то, с чьей стороны совершена атака. А в принципе, это можно отследить, доказать?
Это давно сделано нашей стороной. Как и в предыдущий раз, когда велся обстрел ЗАЭС, так и сейчас, направление удара скрыть невозможно. Специалисты доказали, что все атаки по ЗАЭС совершались украинской стороной. Но на это почему-то никто на Западе не хочет обращать внимания.
Источник: www.mk.ru
Свежие комментарии