Осторожно, дети разбиваются: левые аккаунты каршеринга принесли первые жертвы
Опасная мода подростков
Сразу несколько резонансных новостей, связанных с несовершеннолетними за рулем, пришли в этом августе. В Южном Бутове группа подростков, управляя автомобилем каршеринга, на большой скорости попала в аварию — один человек погиб, остальные в больнице.
Чуть позже по соцсетям прокатился возмутительный ролик — мальчишка 10 лет от роду на родительской машине агрессивно катался по двору и матерился в адрес прохожих. Самое настораживающее в этом — то, что такие покатушки становятся своего рода трендом.
Разбившиеся подростки из Южного Бутова неслись на скорости около 130 км/ч — так показала телеметрия оператора каршеринга. Разумеется, автомобиль был арендован на постороннего человека — учетная запись принадлежит взрослой женщине. Следствие устанавливает, был ли аккаунт «угнан», то есть взломан и на черном рынке продан юным любителям экстрима — или, как утверждают они сами, владелица сама забыла завершить аренду, а подростки «вовремя» оказались рядом.
«Друзья находят открытые каршеринги, просто садятся и уезжают, вот катались», — цитируют СМИ одного из участников покатушек. Погибший водитель, по словам ребят, был пьяным. Если эта версия — вранье, чтобы умолчать о покупке «паленого» аккаунта каршеринга, то приобрести его, как уже неоднократно выясняли правоохранители и журналисты, не так уж сложно: стоит это в пределах 5000 рублей, просто «нужно знать места».
— Как правило, уязвимость учетной записи каршеринга связана с паспортом или номером мобильного телефона, — рассказала «МК» специалист по информационной безопасности Ольга Глотова. — Получить скан паспорта не так сложно, как кажется: есть множество организаций, которые до сих пор некорректно работают с персональными данными, у кого есть в электронном или бумажном виде эти сканы. Еще пару лет назад бывали случаи, когда эти ненужные «ксероксы» оказывались на помойке, в Москве сообщалось об этом. Таким образом, получить чей-то чужой скан паспорта вполне возможно.
Каршеринг не проверяет соответствие «привязки» телефона абонента личности, указанной в паспорте, отметила собеседница «МК». Поэтому часто по скану паспорта можно зарегистрировать учетную запись. «Что касается селфи с паспортом — такая мера безопасности сейчас введена у большинства операторов — это тоже можно обойти», — утверждает эксперт.
Что касается родительских автомобилей — об этом второй нашумевший эпизод, с младшеклассником-матершинником за рулем — то ребенку в этом случае достаточно «всего лишь» завладеть ключами от автомобиля и сигнализации. Причем некоторые родители настолько беспечны, что предоставляют «юным падаванам» эти ключи сами.
— Деревенская привычка, в деревне уже лет в семь парень может уметь управлять трактором, какие-то элементарные вещи, ну и машину водить, — рассказал «МК» фермер Михаил П. из Ярославской области. — У меня тоже сын с восьми лет иногда сидит за рулем «Нивы», а это не самая легкая машина. Другое дело, что если он выскочит на трассу, выдеру как липку, это запрещено. И в городе я бы, конечно, не стал сажать его за руль.
Возможно, эта разница между деревенским и городским менталитетом действительно важна: как уже выяснилось, родители юного «автоматершинника» — сами в Москве и даже в России не так давно. Но деревенские привычки уравновешиваются городской бесконтрольностью, когда родители — допоздна на работе или просто безразличные к воспитанию — не могут уследить за детьми, угоняющими каршеринги…
Поэтому намного важнее не «кто виноват», а «что делать». Если речь идет о каршеринге, технологически решение уже существует: необходимо обеспечить постоянный контроль за салоном и возможность мгновенной блокировки учетной записи, если что-то идет не так. Но это делается далеко не у всех операторов и уж точно не всегда.
— Есть операторы каршеринга, которые требуют подтвердить личность фотографиями, если у них есть подозрения, — рассказывает Ольга Глотова. — Но это всегда происходит в начале поездки и никогда — в процессе. Это первое и самое важное. Второе — то, что проверяются не все водители фронтально, а только учетные записи при длительном отсутствии активности или в иных подозрительных случаях.
Тотальные проверки были бы слишком дороги для оператора и назойливы для «законных» пользователей, именно поэтому операторы так не делают, считает эксперт по инфобезопасности. Кроме того, блокировка автомобиля «на ходу», если поездка уже началась, невозможна — считается, что это создает смертельный риск для участников дорожного движения.
Стало быть, важна и стадия «постфактум»: наказание за такие проделки, даже если они закончились «благополучно». Уголовная ответственность по тяжким статьям наступает с 14-летнего возраста, поэтому виновник смертельного ДТП в Бутове (если бы он выжил) рисковал серьезным (5 — 12 лет) тюремным сроком. Но… Если без последствий — получается, «можно».
— Ситуация реально неуправляемая, — считает главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков. — Дети защищены законом со всех сторон, и это правильно. И вот что вы в такой ситуации сделаете? А ничего! В лучшем случае – вытащите из-за руля. А если в этот момент синяк ему на руке посадите, будете отвечать по всей строгости».
Единственный механизм, который предлагает действующее законодательство в таких случаях — ответственность родителей за детей. В случае, если ребенок куролесит на семейном авто, взрослым может грозить ответственность за передачу управления лицу, заведомо не имеющему права водить автомобиль. В случае каршеринга — видимо, оператору (к сожалению, иногда получается так, что и забывчивому арендатору, если речь идет о «забытых» машинах). И по-другому в нынешней реальности, выходит, никак. Значит, нужно ужесточать именно эти статьи — иначе покатушки подростков на чем попало станут привычным делом.
Источник: www.mk.ru
Свежие комментарии