Все кончается музеем
Не секрет, что любой музей – это особый мир со своей внутренней атмосферой. Музей – средоточие богатейшего опыта прошлых поколений, духовное и материальное богатство, без которого невозможно дальнейшее развитие народа, народности, нации.
Вообще разнообразие музеев поражает! Капитолийский музей в Риме – наиболее старый в мире. Он был организован в 1471 году папой Сикстом IV, когда он подарил часть античных скульптур из личной коллекции римскому народу.
В Хорватии существует музей, посвященный несчастной любви. Его основатели – разведенная пара Олинка Вистице и Дражен Губисич. Основная идея этого музея – помочь людям пережить разрыв в отношениях. Чтобы обойти без остановки Эрмитаж в Санкт-Петербурге, понадобится 12,5 часа. Самый посещаемый музей мира – Лувр в Париже: до 8,5 млн людей ежегодно.
В немецком городе Кюрице расположен Музей лжи. Он интересен тем, что все экспонаты в нем – подделка. В залах можно посмотреть на ухо Ван Гога, швабру Сталина и прочие диковинки. Девиз музея: «Не верьте своим глазам!». То есть сами эти хранилища и «аккумуляторы» истории, позволяющие ощутить то, что называется «почувствовать аромат эпохи», чаще всего имеют и свою собственную, порой весьма прихотливую и головокружительную судьбу.
Существует такое крылатое выражение: куда ни посмотришь в историю – все кончается музеем. Но планомерная и целенаправленная музеефикация истории – феномен относительно новый. Полноценные музеи возникают только в эпоху Возрождения и получают бурное развитие в век Просвещения. И во многом это связано с развитием естествознания. Недаром выдающийся естествоиспытатель и систематик Карл Линней (1707–1778) полагал, что еще в течение его жизни он получит полное представление об Универсуме.
— Дух систематизации, или амбиции охватить всю действительность во всеобъемлющую сеть – пронизывали этот линнеевский XVIII век, писал современный шведский биограф Линнея Гуннар Бруберг.
Немалый интерес представляет и музей Летно-исследовательский институт (ЛИИ) имени М. М. Громова, находящийся в подмосковном городе Жуковский. 23 августа его посетила делегация ОАК.
ЛИИ имени М. М. Громова.
Летно-исследовательский институт (ЛИИ) имени М.М.Громова является Государственным научным центром Российской Федерации, в сфере научных исследований и инженерных разработок которого находятся самолеты и вертолеты различного класса и назначения, а также космические аппараты самолетного типа (КАСТ). С 1986 года ЛИИ носит имя организатора и первого начальника, легендарного летчика-испытателя, Героя Советского Союза, Михаила Михайловича Громова. Институт награжден орденом Красного знамени (1945) и орденом Октябрьской революции (1981). У истоков создания ЛИИ и в дальнейшей его деятельности стояли видные ученые СССР: А. В. Чесалов, М. А. Тайц, B. C. Ведров, Б. Н. Егоров, Н. С. Строев и др., которые затем возглавили основные научные направления института.
Вот что рассказал об истории музея ЛИИ им. М. М. Громова его заведующий Андрей Симонов:
— Этот музей был образован в 1981 году, в преддверии 40-й годовщины со дня образования института, на базе кабинета внедрения новой техники, созданного в 1970 году. Здесь были собраны и систематизированы многие документы исторического характера, раскрывавшие особо значимую роль Института в создании авиационной техники, формировании такого уникального научного направления, как летные исследования и испытания, сертификация самолетов и вертолетов. Музей награжден дипломами российских и международных выставок за активное участие в их работе.
В настоящее время музей является своеобразным местом сбора, обобщения и распространения истории создания авиатехники, хранения текстовой и аудиоинформации, фото- и кинодокументов, отражающих этапы отечественной авиации, персоналии, традиции, сложившиеся на пути создания и становления современной реактивной авиации и ракетно-космической техники. Зримо и выпукло отражен вклад коллектива института в авиационную науку и производство.
На стендах музея демонстрируются отдельные образцы, включая средства измерения для летных испытаний прошлых лет, макеты, модели. Экспозиция музея структурно построена по хронологическому принципу, раскрывает основные этапы летно-исследовательской, научной и производственной деятельности ЛИИ.
На стендах музея и фотографиях Аллеи Героев показаны люди и события почти 70 лет истории развития авиации, наиболее полно отражающие многогранную жизнь многотысячного коллектива ученых, летчиков-испытателей и авиационных специалистов разного уровня, а также представлены этапы развития аэродрома и стендово-моделирующей базы.
Музей на постоянной основе обеспечил оформление средств морального поощрения работников авиационной промышленности, работавших и работающих на территории ЛИИ – это Доски почета и Аллея Героев. В ЛИИ за прошедшие десятилетия работало 40 Героев Советского Союза, более 90 заслуженных летчиков-испытателей и штурманов-испытателей. В последние годы еще 15 летчиков и штурманов-испытателей удостоены звания Героя России.
Среди ученых ЛИИ – 11 заслуженных деятелей науки и техники, 50 лауреатов Государственной и Ленинской премий. Глубокий след в истории института оставили выдающиеся летчики-испытатели М. М. Громов, С. Н. Анохин, А. Н. Гринчик, Амет-хан Султан, Г. М. Шиянов, М. Л. Галлай, Ю. А. Гарнаев. Им и другим посвящены стенды-выставки, рассказывающие об их вкладе в испытания авиационной и космической техники.
Большую коллекцию в музее составляют тематические альбомы по разным направлениям летных испытаний, а также по персоналиям. Особо интересен раздел музея, посвященный героическому беспосадочному перелету экипажа М. М. Громова, А. Б. Юмашева и С. А. Данилина из СССР через Северный полюс в США на самолете АНТ-25 и установлению ими мирового рекорда дальности полета по прямой в 1937 году.
Хорошо представлена одна из весомых страниц истории института – работы в области космических исследований. Еще в 1957 году Главный конструктор космических кораблей С. П. Королев привлек ЛИИ, как одну из самых компетентных организаций того времени, к решению комплекса проблем создания бортовых систем пилотируемых космических аппаратов.
В частности, для оборудования рабочего места космонавта проводились испытания систем обеспечения жизнедеятельности и спасения, обучение на стендах и летная подготовка экипажа, включая моделирование условий невесомости и приземления после завершения космической экспедиции.
С 1960 года на тренажерах-стендах ЛИИ проходили тренировку авангардная шестерка космонавтов, а именно: Ю. А. Гагарин, Г. С. Титов, П. Р. Попович, В. Ф. Быковский, А. Г. Николаев, Г. Г. Нелюбов. Позднее по программам космических кораблей «Восток» и «Восход» в ЛИИ тренировались А. А. Леонов, П. И. Беляев, В. М. Комаров, Б. В. Волынов и многие другие космонавты.
Редкие кино- и фотодокументы этого определяющего периода отечественной космонавтики находятся в музее института, являются уникальной частью истории и помогают воспроизвести в памяти весомые события тех лет.
В музее представлены материалы по созданию и исследованиям нескольких поколений летающих моделей со скоростями полета от дозвуковых до гиперзвуковых, и, в частности, крупно-масштабной модели орбитального корабля – космического самолета «Буран» – «Бор-5» и летающих моделей беспилотных орбитальных ракетопланов – «БОР-2» и «БОР-4».
Посетители музея имеют возможность ознакомиться с функционирующей летающей лабораторией, созданной институтом на базе самолета Ту-154 для отработки системы автоматического управления самолетами различного класса.
Во время проведения экскурсий по музею (особенно для студентов и школьников) беседы не ограничиваются показом экспонатов музея. В историческую часть входят также и линейка самолетов, стоящих на центральной Аллее Героев.
Также посетителям предлагается познакомиться со стендовой базой института, посмотреть уникальные фильмы, а самое главное, почувствовать и окунуться в удивительный мир авиации и любящих ее людей – подвижников, верящих в великое будущее авиации России.
Источник: argumenti.ru
Свежие комментарии