Что год учебный нам готовит?
Обзор «образовательных» новшеств – 2024
До начала нового учебного года остаются считаные дни. По уже сложившейся традиции «Аргументы недели» предлагают читателям обзор нововведений, которые ожидают российских школьников, их родителей и педагогов в самое ближайшее время.
Одной из ключевых особенностей грядущего учебного года стало, пожалуй, самое большое за последние годы количество изменений, связанных с появлением новых (либо обновлённых) предметов в школьной программе. Так, с сентября 2024 г. в расписание российских школ после многолетнего перерыва возвращается предмет под названием «Труд», призванный заменить уже ставшую привычной «Технологию». Если судить по пространным высказываниям многочисленных экспертов, предметное содержание в целом останется прежним: ученики начальной школы, как и раньше, будут заниматься элементарным конструированием и изготовлением поделок из бумаги и других материалов, а ученики 5–9-х классов – осваивать азы кулинарии, шитья, столярного дела и тому подобное. (Отметим, что «гендерное» разделение остаётся, однако школам дано право самостоятельно решать, разделять ли девочек и мальчиков во время данных уроков.)
Тем не менее «идеологическое» содержание уроков, если судить по нормативным документам, предписано серьёзно поменять. В частности, предполагается, что уроки труда будут нацелены на «понимание социального значения разных профессий, важности ответственного отношения человека за результаты труда, воспитание готовности участия в трудовых делах школьного коллектива». В средней школе акцент будет сделан на «формирование на мотивационном уровне потребности и уважительного отношения к труду, социально ориентированной деятельности». Важную роль, судя по всему, также призвана сыграть отмена правила, согласно которому школы должны получать у родителей учеников разрешение на привлечение детей к трудовой деятельности (соответствующие нормы начали действовать ещё в августе 2023 года).
Также изменятся название и содержание у привычного всем ОБЖ (Основы безопасности жизнедеятельности). В новом учебном году этот предмет получит название «Основы безопасности и защиты Родины». По-видимому, данная трансформация стала наконец-то найденным компромиссом между сторонниками и противниками возвращения в школы начальной военной подготовки. Так, в рамках обновлённого курса школьники будут изучать основы законодательства РФ, обеспечивающие национальную безопасность и защиту населения от внешних и внутренних угроз, положения общевоинских уставов Вооружённых сил РФ, правила оказания первой помощи в условиях ведения боевых действий, требования безопасности при обращении со стрелковым оружием, боевые свойства и поражающее действие оружия массового поражения, а также способы защиты от него. Кроме того, программа предусматривает начальное освоение навыков строевой, тактической, огневой, инженерной, военно-медицинской и технической подготовки. Отметим, что «гражданские» основы безопасности тоже никуда не исчезли: школьникам, как и прежде, будут рассказывать об основах безопасности в быту и на улице, о правилах поведения в чрезвычайных ситуациях. Правда, судя по всему, эта часть программы будет существенно урезана: увеличения часов на изучение предмета сегодня не подразумевается, и изучать «основы безопасности» школьники, как и прежде, будут один час в неделю.
Отметим, что с 1 сентября 2024 г. в ряде российских школ стартует эксперимент, в рамках которого старшеклассникам будут преподавать азы управления беспилотными летательными аппаратами. На это нацелена специальная федеральная программа: предполагается, что на этапе эксперимента она охватит более 500 школ и 30 колледжей в 30 регионах РФ. Отметим, что об ожидаемых результатах эксперимента и о том, что может последовать после его окончания, российские чиновники пока не говорят даже в теории.
Также в ряду значимых изменений стоит упомянуть небольшую «кадровую революцию», которую решило устроить Минпросвещения, стремясь преодолеть дефицит педагогических кадров. В 2024/25 учебном году учителями начальных классов смогут официально работать студенты колледжей, которые достигли совершеннолетия и учатся на последнем курсе. Потенциальные педагоги должны не иметь «хвостов», благополучно пройти промежуточные аттестации, получить допуск к педагогической деятельности (правда, что под этим подразумевается – пока неясно), а также пройти специальное собеседование в школе, где планируют работать. Вместо документа об образовании потребуется предъявить справку о периоде обучения и характеристику из колледжа.
Источник: argumenti.ru
Свежие комментарии