Новый Афганистан на пороге своего признания
Поскольку власть в Афганистане принадлежит лидерам движения «Талибан» (запрещено в РФ), хотелось бы кратко напомнить, что оно из себя представляет. Движение возникло в 90-х годах прошлого века на базе примитивных религиозных школ – медресе в лагерях афганских беженцев, в основном пуштунов, в приграничных районах Пакистана и вскоре приобрело характер широкого исламистского военно-политического движения. К 1996 году талибам удалось захватить власть в Кабуле и установить контроль за большей частью территории страны.
Однако в 2001 году, так называемый «Северный альянс» при поддержке ВС США и НАТО нанес поражение талибам. Поводом для военного вмешательства Вашингтона во внутренние дела Афганистана стало сотрудничество талибов с террористической группировкой «Аль-Каида» (запрещена в РФ). Этот факт, а также вскрывшиеся акты мракобесия и вандализма, убийства противников режима, насильственное насаждение норм шариата и т.п., вынудили СБ ООН внести ряд функционеров ДТ в списки террористов, а также ввести различные ограничительные санкции против ДТ.
В 2021-м году, после вывода войск США и НАТО, талибы вновь захватили власть в стране, которая стала называться Исламским Эмиратом Афганистан. Сохраняющиеся международные санкции против режима талибов, в том числе замороженные внешние активы, разрушенная гражданскими войнами экономика и инфраструктура, неурожаи последних лет – все это поставило страну на грань гуманитарной катастрофы.
В этой обстановке новое правительство Афганистана пытается преодолеть возникшие трудности финансово-экономического характера и выйти из международной изоляции. Западные страны пока не спешат нормализовать отношения с новыми властями в Кабуле и предпочитают оставаться лишь в роли наблюдателей. Отчасти это объясняется их инерцией и сомнениями в прочности режима талибов. Многие афганские чиновники прежней администрации и представители деловых кругов эмигрировали в США и другие западные страны.
Вашингтон рассчитывал, что после ухода США из Афганистана его место в этой стране займет Исламабад. Этому способствовал тот факт, что Пакистан фактически создал «Талибан» и, что особенно важно, во многом способствовал его приходу к власти в августе 2021 года. Взаимный товарооборот между двумя странами превысил 1,5 млрд долларов, возникла заинтересованность обеих стран в реализации крупных региональных логистических проектов. Но все оказалось не так просто.
Лидеры «Талибан»* взяли курс на независимость в своей внешней и внутренней политике, как следствие, осложнились и афгано-пакистанские отношения. Исламабад настаивает на прекращении помощи афганских талибов пакистанскому филиалу движения «Талибан», депортирует из страны сотни тысяч афганских беженцев, афганские власти, в свою очередь, не признают законность линии Дюранда как государственной границы с Пакистаном, считают, что пуштунские племена должны сохранять традиционные связи и контакты по обе стороны границы. В сентябре 2024 года дело дошло до пограничных стычек и применения тяжелого оружия на спорных участках границы. Заинтересованные страны: Китай, Индия, Иран, Турция и страны Центральной Азии — пытаются сгладить возникшие противоречия между Кабулом и Исламабадом, чтобы обеспечить стабильность и безопасность в регионе.
Эти же страны, а также Россия, не дожидаясь снятия международных санкций с ДТ, оказывают гуманитарную помощь Афганистану, налаживают взаимовыгодную торговлю и даже инвестируют в некоторые проекты. Ими задействованы такие общие региональные платформы, как встречи министров иностранных дел стран-соседей Афганистана, контактная группа «ШОС-Афганистан», Московский формат и т.п. Правительство Афганистана подало заявку на участие высшего руководства страны в очередном саммите БРИКС, который пройдет в Казани 22-24 октября 2024 года.
Китай первым аккредитовал в Пекине посла правительства «Талибан». Несколько сотен китайских предпринимателей приехали в Кабул сразу же после вывода войск США в августе 2021 года. Вскоре они запустили десятки фабрик по производству одежды, текстиля и обуви в «Чайна-тауне» афганской столицы. В качестве одного из первых крупных инвестиционных проектов Китая стал подписанный в декабре 2023 года 25-летний контракт, который предусматривает бурение скважин и строительство нефтеперерабатывающих заводов в бассейне реки Амударья. До завершения строительства этих заводов планируется направлять добываемую нефть на переработку в Туркмению. Пока же, Афганистан импортирует нефть на сумму в 3,5 млрд долларов в год из России, ОАЭ и Узбекистана. Афганские власти также объявили о планах китайских компаний инвестировать полмиллиарда долларов в солнечную энергетику в стране. Строится автомагистраль протяженностью 300 км, которая соединит афганскую провинцию Бадахшан с Китаем. Протяженность общей границы двух стран составляет всего 76 км. и новая дорога значительно увеличит объем торговли, который в настоящее время составляет 1,5 млрд долларов в год. Афганистан также может быть интегрирован в китайско-пакистанский экономический коридор, ведущий к порту Гвадар, — выходу Китая в Аравийское море. Пекин прорабатывает с Кабулом инвестпроект на сумму в 10 млрд долларов на добычу лития. Якобы запасы этого стратегического сырья в стране оцениваются в 1 трлн долларов. Китайцы обещают при реализации этого проекта создать 120 000 прямых и один миллион косвенных рабочих мест. Большое значение в Кабуле придается вводу в строй транснационального газопровода Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия (ТАПИ), в котором не исключается и участие России.
Талибы стараются снизить риски для иностранных инвесторов, создать им благоприятные условия и обеспечить безопасность. В октябре 2021 года афганские власти передислоцировали этнических уйгуров из района, который расположен рядом с участком границы с Китаем и разорвали отношения с террористической организацией китайских уйгуров — «Исламским движением Восточного Туркестана» (запрещено в России), боевики которого выступают за отделение Синьцзян-Уйгурского автономного района от КНР.
На роль инвесторов в различные проекты в Афганистане помимо Китая претендуют Индия, Иран, Турция, Казахстан, Узбекистан, Туркменистан и другие страны. Россия также уверенно занимает свою нишу в этой стране. Если в 2022 году товарооборот России с Афганистаном составлял порядка 170 млн долларов, то сейчас он перешагнул отметку в 1 млрд долларов. Афганские делегации участвуют в работе Петербургского экономического форума, на регулярной основе встречаются представители деловых кругов двух стран.
Очевидно, настало время и для исключения ДТ из списка террористических организаций в России. Как известно, в декабре 2023 года наш партнер по ОДКБ Казахстан уже сделал это. Формально ДТ не входит в списки террористических организаций ООН, США, Великобритании. Пока только Россия, Канада, Турция, Киргизия и Таджикистан признают ДТ террористической организацией.
Какие аргументы в пользу исключения ДТ из списка террористов? Пришедшие к власти в 2021 году талибы не имеют ничего общего с «Аль-Каидой», более того, ведут борьбу с «Исламским государством» (запрещено в РФ) и другими террористическими группировками на своей территории. ДТ не имеет планов по экспансии своей идеологии или внешней агрессии за рубежом, целью талибов является лишь удержание власти в Афганистане (исключением могут быть приграничные районы Пакистана, где проживают пуштунские племена). Талибы никогда не воевали с СССР или РФ, организация не действовала в России или странах Центральной Азии. Правительству талибов к 2024 году удалось разоружить незаконные вооруженные формирования в стране, ограничить производство и экспорт опиатов.
Вместе с тем, Россия, Китай и другие страны не поддерживают религиозный и этнический радикализм на грани экстремизма у талибов и выступают за формирование в Кабуле инклюзивного правительства с участием представителей основных этнических и религиозных меньшинств (таджики, узбеки, хазарейцы и т.д.), а также соблюдения прав и свобод человека, в первую очередь, женщин. Насильственное насаждение законов шариата, «пуштунизация» страны нарушает права миллионов афганцев и создает предпосылки к новым вооруженным конфликтам.
Тем не менее, МИД и Минюст РФ доложили Президенту России Владимиру Путину, что находящееся у власти в Афганистане движение «Талибан» можно исключать из списка запрещенных организаций. Якобы, эта позиция согласована с другими российскими ведомствами. 4 июля 2024 года по итогам очередного саммита ШОС Президент России заявил, что движение «Талибан» контролирует власть в Афганистане и потому заинтересовано в стабильности в этой стране, являясь нашими союзниками в борьбе с терроризмом. Судя по всему, вопрос об исключении ДТ из списка террористических организаций в России может решиться положительно уже в самое ближайшее время. Это позволит более активно включаться в сотрудничество с Афганистаном государственным и частным компаниям и организациям РФ. Интеграция Кабула в торгово-экономическое сотрудничество с другими странами могла бы не только предотвратить гуманитарную катастрофу в Афганистане, но и значительно повысить уровень региональной безопасности.
Талибан -запрещённая в России организация
Источник: argumenti.ru
Свежие комментарии