К 80-летию Победы: о тех, кто забыт
Нынешний цикл тотальной мировой войны, которую можно справедливо назвать Третьей мировой, как-то отодвигает на второй план нашу первостатейно важную память о тех, кто технически обеспечил России Победу во Второй мировой войне. Благодаря Победе множество народов и цивилизаций на тот момент были спасены от тотального уничтожения. Тотальное уничтожение — это когда всех, от мала до велика, умерщвляют, прах развеивают, а память стирают из книг и летописей. В политически корректном мире тотальное уничтожение называется стратегическим поражением, и это официальная доктрина Запада по отношению к России.
Речь пойдёт не о тех, чьё имя неизвестно, а подвиг бессмертен. Воинский подвиг — это всегда акт разовый. Когда, преодолевая страх смерти, человек идёт на верную гибель ради выполнения боевой задачи. А есть другой вид подвига, без которого воинский невозможен. Это подвиг инженерный, конструкторский, организационный, без которого любой современный воинский подвиг превращается в акт малоэффективного самоубийства. Не дубинами и камнями воевали наши предки последние сто лет, но продуктами инженерного и научно-технического гения.
Мы вспомним тех, чьи имена малоизвестны, а подвиг растянут во времени. Этот подвиг совершается долго и продолжает действовать даже после смерти героя от естественных, невоенных причин. В силу ряда обстоятельств вклад многих инженеров, ученых и конструкторов в создание ядерного и военно-промышленного комплексов не предавался гласности. Что это за обстоятельства? Многие были этническими евреями в неправильное для евреев время. Многие были репрессированы ни за что, просто так умерщвлены своими же, по немыслимой дури, халатности и общечеловеческому паскудству.
К началу Великой Отечественной была расстреляна вся мыслящая верхушка Красной Армии и прорежены военно-технические кадры. Зачем? До сих пор гадают, ищут смысл в этом затяжном акте дуболомства и душегубства. А вот ни за чем, нет этому оправданий. Волна такая пошла, машинку такую запустили, про которую Путин, знающий систему изнутри, сказал, что запустить-то можно, остановить потом невозможно. Россия, увы, повторила путь Франции конца 18-го века, когда началась Революция. Остановить которую смог только гений Наполеона, и его стальные эти самые штуки, когда он из пушек картечью смёл несанкционированные митинги и беспорядки. Я, будучи студентом Истфака МГУ, писал как-то курсовую про Робеспьера. Именем которого в СССР называли улицы. Так вот, это был один из самых кровавых упырей в истории человечества, тщедушный адвокатишка, исходивший из самых благих намерений. Но он запустил машинку, которая перемолола и его самого, и сотни тысяч безвинных людей. Последствия революции сказываются во Франции до сих пор. Особенно сильна во Франции классовая ненависть, а зависть и бесконечное нытьё вкупе с требованием халявы от государства, как говорят очевидцы, чуть ли не главная черта, определяющая французский национальный характер. Предприимчивых людей во Франции ненавидят ещё более люто, чем в России.
К слову, советская власть как власть революционная, не отличалась особой благодарностью к тем, кто проливал кровь за неё или за страну. Благодарность стали культивировать лишь при Путине, вспоминать, что герои — это некогда или всё ещё живые люди. Но вспомнили ещё не всех. Например, кто сейчас знает имя генерал-полковника бронетанковых войск Ивана Захаровича Сусайкова? А это был один из тех военачальников, кто в июне 1941 года не бросил всё, в том числе своё Борисовское танковое училище, начальником которого он стал в 37 лет, за полгода до начала войны, и не сбежал. Наоборот, он собрал всех паникёров и бегущих, создал из них боеспособные подразделения, вырыл рвы, и силами своих курсантов дал танковый бой. Не все драпали, как пишут некоторые иноагенты, подвязающиеся на ниве военной фолк-хистори. Были те, вроде Сусайкова, которые сразу, в июне 1941 года, встали насмерть. При этом противостоял Сусайков одному из самых суровых и опытных военачальников Вермахта, руководителю штаба танковой группы “Гудериан” и командиру 18-й танковой дивизии генерал-майору Вальтеру Нерингу, кавалеру двух Железных крестов. За бой с Сусайковым генерал Неринг получит повышение и Рыцарский крест — высшую награду Германии, такую же статусную, как Герой Советского Союза. Сусайков же получит только тяжёлое ранение, от которого год лечился в госпиталях. Потом он вернётся в строй, и закончит войну в Румынии и Югославии. За храбрость и мужество он впал в немилость — из 40 подписанных им наградных листов был принят только один. Зато от румын он получил три высших государственных награды — три Ордена Михая Храброго. А Сталин ему так и не дал Героя, отправил после войны в Главное автотракторное управление. Таких людей, вроде Жукова и Сусайкова, вождь народов считал опасными для партийной власти. Особенно, если они проявили независимость мысли, решимость и волю к победе. Сусайков умер в 1962 году от последствий ран, полученных при обороне Борисова, всего в 58 лет. Кто его сейчас помнит, кроме узкого круга специалистов? А следует помнить и чтить, это настоящий образец для подражания и воспитания молодёжи. Вовсе не товарищи маршалы Ворошилов и Будённый.
Генерал-полковник Иван Сусайков.
Если военные в СССР были организованной и вооружённой силой, и у Сталина были причины их побаиваться, то зачем было истреблять конструкторов и инженеров? Например, был такой Гергий Эрихович Лангемак. Инженер, крупнейший специалист по реактивным двигателям, один из отцов “катюши”. За что его пристрелили в 1938 году? Точно не за то, что у него были немецкие корни, тогда с Германией СССР дружил крепко. Тогда получается, что пристрелили ни за что. Потому что в 1953 году безоговорочно реабилитировали, а в 1991 году дали звезду Героя посмертно. Почему я со скепсисом отношусь к Ворошилову и Будённому? Этим двум мощным мыслителям в 1940 году принесли проект создания ядерного оружия. Первая в мире принципиальная схема атомной бомбы была разработана в конце 1930-х годов в Харьковском физико-техническом институте. К слову, его сотрудника, гениального советского физика Льва Ландау, тоже чуть не расстреляли. Уже арестовали за неверие в колхозный строй по доносу и дело двигалось к цугундеру. Только заступничество нобелевских лауреатов Нильса Бора и Петра Капицы спасло Дау от расстрельной ямы.
Гергий Эрихович Лангемак.
В 1940 году была подана заявка сотрудниками Харьковского физтеха Фридрихом Ланге, Владимиром Шпинелем и Виктором Масловым на изобретение, суть которого — использования урана как взрывчатого вещества. Будённый и Ворошилов пояснили, что надо укреплять конницу, а не заниматься всякими абстрактными материями, и погнали взашей этих яйцеголовых мозгляков. Маслов обращался к наркому обороны Тимошенко, и тоже был послан по известному всем русским людям адресу.
А ведь ход войны мог сложиться совсем иначе, если б этим занудливым интеллектуалам-мозгодёрам дали зелёный свет и финансирование. Не было бы 30 миллионов жертв только в СССР, и ещё миллионов замученных ни за что евреев, и немецкий бы пролетариат не сдёрнули бы и не послали на верный убой на Восточный фронт, что тоже надломило немецкий народ, с которым мы почти родня, в отличие от англосаксов. И эти нынешние временно недружественные партнёры, страны англосаксонского мира, жили бы совсем по-другому, плохонько и скромненько, если б образование маршала Буденного не ограничилось курсами наездников для нижних чинов, а образование маршала Ворошилова — двумя классами земской школы в селе Васильевка под Луганском.
Кто помнит людей и может назвать хотя бы десяток имён людей, внесших колоссальный интеллектуальный вклад в Победу? Молодежь не знает, кто такой Шпагин, Токарев, Судаев, Стечкин, Дегтярёв, Драгунов, из этого ряда им знакомы только вечно висящие на слуху Калашников и Макаров. Молодёжь не знает современных конструкторов-оружейников, хотя среди них есть настоящие гении точного машиностроения, такие как Влад Лобаев, о котором мы писали несколько лет назад здесь
Согласно принятому документу “Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года (№2501-р от 11.09.2024)”, сохранение исторической памяти и культурного наследия России — это основа нашей гражданской идентичности и важнейшая часть воспитания патриотизма и гражданственности. Мы приводим лишь первые тридцать имён из нескольких сотен персоналий, чью память хотелось бы увековечить. Пора воздать почести людям, которые сделали разящий меч России длинным, а щит — непробиваемым.
- Игорь Курчатов, создатель ядерного оружия, Трижды Герой Социалистического труда Василий Дегтярёв, конструктор автоматического стрелкового оружия, Герой социалистического труда Михаил Гориккер, изобретатель противотанковых ежей Борис Ванников, организатор эвакуации промышленности в Великой Отечественной войне, Трижды Герой социалистического труда Юлий Харитон, создатель ядерного оружия, Главный конструктор Арзамас-16, Трижды Герой социалистического труда Мстислав Келдыш, создатель термоядерного оружия и разработчик ракетных двигателей, трижды герой Социалистического труда Михаил Кошкин, создатель танка Т-34, Герой социалистического труда Яков Зельдович, физик, конструктор ядерного оружия, Трижды Герой социалистического труда Ефим Славский, создатель атомной промышленности, Трижды Герой социалистического труда Сергей Королёв, разработчик баллистических ракет, главный конструктор космических кораблей, дважды Герой Социалистического труда Лев Гонор, инженер-ракетчик, НИИ-88 (ЦУП, Роскосмос), Герой социалистического труда Семён Косберг, инженер, ракетные двигатели, полеты на Луну, Герой социалистического труда Павел Сухой, авиаконструктор, создатель сверхзвуковых самолетов, дважды Герой Социалистического труда Борис Черток, инженер, управление космическими аппаратами, Герой Социалистического труда Андрей Туполев, авиаконструктор, дважды Герой Социалистического труда Матус Бисноват, главный конструктор КБ “Молния”. Герой социалистического труда Семён Лавочкин, авиаконструктор (самолёты Ла), Герой социалистического труда Сергей Илюшин, авиаконструктор, Трижды Герой Социалистического труда Артём Микоян, авиаконструктор (самолёты МиГ), Дважды Герой социалистического труда Михаил Гуревич, авиаконструктор (самолеты МиГ), Герой Социалистического труда Михаил Миль, авиаконструктор (вертолеты Ми), Герой Социалистического труда Николай Поликарпов, авиаконструктор, создатель легендарного У-2 (По-2), Герой Социалистического труда Исаак Иосилович, авиаконструктор (самолеты Пе, Ту), Герой Социалистического труда Наум Черняков, авиаконструктор (крылатые ракеты) Александр Борин, авиаконструктор (КБ Антонов, ЦАГИ) Олег Антонов, авиаконструктор, создатель широкофюзеляжных самолётов, Герой Социалистического труда Николай Камов, авиаконструктор (вертолёты Ка), Герой Социалистического труда Владимир Левков, конструктор судов на воздушной подушке Борис Купенский, генеральный конструктор атомных кораблей Лев Люльев, инженер, создатель ракет ПРО, Дважды Герой социалистического труда
Что интересно. Борис Ванников, организовавший эвакуацию промышленности на Урал, сидел в тюрьме на момент, когда понадобился Родине и товарищу Сталину лично. Его быстро помыли, побрили, одели в чистое и доставили в Кремль. “Куда вы запропастились, товарищ Ванников?” — попыхивая трубкой, спросил Сталин. “Сидел в тюрьме, товарищ Сталин”, — ответил Ванников. “Нашли время сидеть в тюрьме,” — добродушно пожурил его товарищ Сталин. Вот так ставился вопрос: если человек нужен, вынут из петли, приведут в чувство и поставят на службу. Но как-то нездорово, что гении работали в шарашках, в тюрьмах смягчённого режима, но всё же в тюрьмах — и Королёв, и Бартини, и Петляков, и Туполев, и Григорович, и Глушко.
Борис Ванников
Имена тех, кто вооружал армию и флот, этих единственных вечных союзников России, надо помнить. Как и тех, кто умело применял эти вооружения, и жертвовал своей жизнью, как генерал-полковник Сусайков. Они все достойны памяти. В безвременьи 1990-х годов профессия конструктора и инженера стала чуть ли не позорным клеймом. Не в девяностые это началось, уже в 1980-е профессия инженера превратилась в синоним никчёмного нищеброда со 120 рублями месячного оклада, которому девушки не дают. Хотя на инженерах и конструкторах держалась и держится мощь страны.
Почему в США никак не удаётся восстановить производство микроэлектроники? Потому что утрачена соответствующая инженерная школа, и даже сманить такие кадры неоткуда, в России их тоже нет, остались только в Китае и на Тайване. В России утрачено множество инженерных школ. Когда хватились, что нет беспилотников, в феврале 2022 года, то кто оказался виноват? А никто. Концов не найти, таков был общегосударственный халатный недосмотр. Ещё в 2020 году я писал о проблемах авиации и посещении выставки “Армия-2020”, где мы с моим тогда ещё живым отчимом, Робертом Тиллесом, тоже инженером и деятелем малой авиации, бродили и искали беспилотники. Их была всего парочка разновидностей, в то время как в крошечном Израиле их были десятки всяких видов. Мой племянник, инженер-авиаконструктор Павел Тиллес, окончивший Московский авиационный институт с красным дипломом лет семнадцать назад, не мог найти работу по специальности. Иностранные компании и собственная глупость разорили российский авиапром. Молодому мужчине надо было семью содержать, и он пошёл зарабатывать в другие отрасли. Хотя беззаветно любил авиацию, научился летать, получил лицензию пилота, и с детства мечтал создавать истребители. Так оказалось выбито целое поколение и инженеров — Павлу уже за сорок, его ещё можно приспособить, но где руки, золотые руки, собиравшие МиГи и “Сушки”?
Квалифицированных рабочих совсем осталось мало, а выучить новых — это годы. В Америке, на “Боинге”, решили, что самолеты могут собирать и обезьяны, и руководить процессом могут они уже, усиленные искусственным интеллектом. И что же? Посыпались с неба некогда надёжнейшие Боинги-737, как какашки из козы. Иллюминаторы и двери стали выпадать из самолётов прямо в воздухе. Корпорация Боинг на грани краха, а ведь это ещё и крупнейший военный подрядчик. Можно представить, что там насобирают. А Китай тем временем наращивает авиаконструкторский потенциал, выкачивает документацию из киевского КБ Антонова под предлогом совместных разработок, и скоро уроет всех.
Сейчас сердятся, что в Плесецке при испытаниях произошло ЧП, катастрофа, взорвалась ракета прямо в шахте. Это бывает всегда при испытаниях новой техники. У Королева ракеты взрывались, и у Вернера фон Брауна, и у НАСА, и у Илона Маска. Это настолько сложные изделия, что косяки всегда возможны, даже без халатности и тем более злого умысла. Но ведь отрасль важнейшую губили. Южмаш, производивший тяжелые ракеты, зачем-то отошёл Украине. Как и КБ Антонова. Как так? А вот так!
России пришлось просто с нуля создавать технологическую базу для тяжёлых межконтинентальных ракет. А где специалисты? Их нет, рассосались. Они цветы продавали в переходах, и в такси работали, потому что рынок и демократия, а при них, как нам доходчиво объясняли, баллистические ракеты и дальние бомбардировщики не нужны, не вписываются в концепцию эффективного менеджмента и рост капитализации. А сколько попилили подводных лодок? Военных кораблей на металлолом? Сколько танков утилизировали в нашей великой танковой державе? Сколько дорогостоящего и уникального добра загублено и разбазарено во имя демократии? На сотни миллиардов долларов. Ни одна война не наносит такой ущерб, как собственный идиотизм.
Можно сколь угодно и жёстко бороться с коррупцией в Минобороны, но Победы всё ж куются, как учил нас ещё Сунь-цзы, не на поле боя, а в головах. И давно уже не в головах слушателей Военной академии, а в головах конструкторов и инженеров. Война становится поединком изобретателей и научно-технических кадров, а не пушечного мяса. Надо об этом вспомнить и постоянно напоминать, что стране нужны как никогда конструкторы и инженеры, а не только солдаты и офицеры. Другого пути победить в Третьей мировой у России нет.
Юлий Харитон
Лев Люльев
Игорь Курчатов и Ефим Славский
Николай Камов
Юлий Харитон и Игорь Курчатов
Борис Ванников
Яков Зельдович и Юлий Харитон
Юлий Харитон и Игорь Курчатов
Михаил Гориккер
Михаил Миль
Ефим Славский с женой и внуками. За дедом стоит Наташа Славская, моя однокашница и боевая подруга.
Источник: argumenti.ru
Свежие комментарии