Она — вода: о выставке Светы Чимитд
7 октября в галерее “На Трубной” закрывается выставка “Я — вода” Светы Чимитд. На эту московскую художницу с бурятскими корнями я обратил внимание на открытии выставки “Сотворение мифа” в фонде “Екатерина” две недели назад. Её работа с синими зубами произвела на меня самое глубокое впечатление, которым я тогда же поделился здесь.
Для экспозиции “Я — вода” Света, выпускница и преподаватель Суриковского, создала работы, которые, в нынешнем искусствоведческом дискурсе, называются исследованиями. Кураторы Наталья Гудович и Алёна Дятко очень толково рассказали историю Светиного самоисследования. Как в анонсе справедливо отметила Алёна Дятко, выпускница кафедры эстетики философского факультета МГУ, почти вся наша планета покрыта водой, и сам человек при рождении почти на девяносто процентов состоит из воды, а старение — не что иное, как постепенное обезвоживание человека. И в самом деле, про человека говорят, что он сохнет, обычно от неудовлетворённости жизнью и обстоятельствами.
То, что Света — академический художник, видно сразу. Тем интереснее её абстрактные работы. Буквы “Я”, выполненные в виде капель, можно отнести и к абстракции, и к фигуративности. А в целом что можно об этом сказать? Изображение буквы — это высказывание, а слово “я” — это сложнейший психолингвистический конструкт, за которым скрыт целый мир, бездна, водоворот. Одна из работ как раз и напоминает воронку, которая есть лучшая иллюстрация к библейскому силлогизму “и бездна бездну призывает”. Воронка — это то, что всасывает, и у воронки нет дна, как нет дна у чёрной дыры, и всё, что мы можем о ней сказать определённого — это промолчать, просто молча стоять на месте, именуемом “горизонтом событий”. Что там, во мне? Никто не знает, сам человек не знает, что у него внутри. Это Света и выразила самым что ни на есть художественно-лаконичным образом.
Что интересно. Над изображаемыми Светой водами нет привычного для академической живописи неба. Холст оставлен нетронутым, белым. Нечто красное — такое красное, которое не встречается в живой природе, некий синтетический свет вроде красного электрика — наводит на мысль — а не Дух ли это Божий, который носился над водами? Именно так написано в книге Бытия (Быт. 1:2): “ Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою”. Как написано в том же Писании, Бога не видел никто и никогда. Некоторые изображают его в виде голубя, но ведь это аллегория. И она не более выразительна, чем красная загогулина.
Светин автопортрет с подписью “Ego Death”, что означает “Смерть эго”, то есть смерть собственного “я”, наводит на мысли рождения божества из вод. Нечто вроде Афродиты, только с монгольским генетическим наследием. Как мы знаем, Афродита родилась из смеси водной пены с кровью Урана, капающей из раны, где некогда, до оскопления его собственным сыном Кроносом, висело и стояло мужское достоинство, которым Уран терроризировал всю родню и округу. Мы не знаем, какого цвета была кровь у божества, она могла быть и голубой, как у аристократа, и зелёной, как у Ксеноморфа. Если же капал чистый избыточный тестостерон, то он был похож на капельки жира, но в чистом виде это белый кристаллический порошок. Возможно, нимб вокруг головы Эго — это и есть тестостероновая аура, аура желания, аура витальности — если нет в человеке тестостерона, то ни о каком потомстве и радостях сладострастия речи быть не может. Тело, которое есть вместилище души, без тестостерона — мешок с костями. Если же у человека эта тестостероновая витальность зашкаливает, то Эго в самом деле умирает — человек себя не контролирует, он в состоянии агрессивного, сексаульного, жовиального аффекта. Как в присказке: я больше ста грамм не пью, потому что потом это уже не я. “Смерть Эго” — интересное высказывание, есть над чем подумать.
Художники — большие художники, а не те, кто просто мажет красками — люди очень чувствительные, и их “я”, их эго сублимирует и выплёскивает из бессознательного много чего интересного и неожиданного. Мои представления о месте Светы в современном искусстве сложились вполне определённо. На текущий период её карьеры я бы поместил её в один ряд с такими мастерами как Ли У Хван (Lee Ufan) с его исследованиями голубого цвета и его фактуры, с Оскаром Мурильо (Oscar Murillo) c его выражением бессознательного смятения чувств через хаотичные линии, и с Кристофером Вулом, с теми его циклами, где художественное высказывание происходит через хаос или лингвистические знаки, слова, буквы, фразы.
В России нет ещё высокой культуры распознавания смыслов в современном искусстве. Для большинства граждан искусство — это “Мишки в лесу” (правильное название “Утро в сосновом бору” Шишкина и Савицкого) и “Иван Грозный убивает сына” (правильное название “Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года” Репина). Главное — чтоб было “похоже”. В этом отношении публика, которая может себе позволить покупать не только календари с голыми тётеньками, и даже не только живопись с Арбата, но и приобретать полотна в галереях и в мастерских, очень хорошо отличает подлинное от китча и тем более лажи. В сериале “Миллиарды” очень хорошо показано на примере персонажа Нико Таннера, художника, как его ценят миллиардеры и как они гоняются за его работами.
Сериал «Миллиарды»: миллиардеры Бобби Аксельрод и Майк Вагнер перед работами вымышленного художника Нико Таннера
В работах Светы Чимитд есть подлинность, ей есть что сказать даже о такой нетранспарентной субстанции как собственная душа. Она правильно сравнивает её с водой — душа текуча и изменчива, но тем не менее её базовые характеристики сохраняются, как вода всегда есть Н2О, “аш два о”, независимо от агрегатного состояния, будь то пар или лёд. Я усматриваю в этой экспозиции диалог художницы с Гераклитом, сказавшим, что невозможно войти в одну и ту же реку дважды, потому что на входящего каждый раз будут накатывать всё новые и новые воды. Да, отвечает Света, это правильно, в душе каждый день появляются новые мысли, чувства, переживания, душа обрастает новым опытом, это действительно новые воды. Но при этом “я” всё равно остается “я”, как Нил остаётся Нилом, а Волга остаётся Волгой, хотя воды каждое мгновение разные. И в этом она тоже права.
Источник: argumenti.ru
Свежие комментарии