Иудейские современности
Со среды, 16 октября, по среду, 23 октября 2024 года, евреи всего мира отмечают праздник Суккот, праздник кущей. Кущи — это такие шалаши. Ну и заодно это праздник плодов, первых урожаев, первых плодов. Празднуется с незапамятных времён, и традиция приписывает восхождение праздника к сорокалетнему кружению евреев по пустыне, когда Моисей, не сумев уклониться от исполнения Божьей воли и Божьего прямого повеления, вынужден был неоднократно сходить к фараону, навести на Египет десять казней, одна другой фантазийней, пройти пешком через рассекшиеся воды Красного моря, перейдя из курорта Хургада в курорт Шарм-Эль-Шейх на Синае, с двумя миллионами капризных беженцев по морскому дну, а потом ещё и рассердить Господа Бога и в наказание помереть прямо на подступах к точке назначения, так и войдя в страну, где течёт молоко и мёд, будучи наказанным в свои 120 лет от роду, как дитё, разбившее сахарницу. Что изменилось с евреями за последние три тысячи лет и изменились ли они сами? Попробуем посмотреть в эту сторону.
У Иосифа Флавия есть крупное произведение, которое называется “Иудейские древности”. Это написанное в 1 веке нашей эры литературное изложение древнееврейской истории, в котором, помимо того, что изложено в сборнике книг, известному человечеству как Ветхозаветная часть Библии, приводятся ещё множество свидетельств и ссылок на источники, которые не дошли до нас. Читается очень увлекательно, и открывает глаза на многие вещи. Почему важно знать историю евреев и Ветхий Завет, он же еврейская Тора? Потому что это точка отсчёта для всех силовых линий современной истории, и точка сборки всех этических, религиозных и философских систем мира, включая и неевропейские типы цивилизаций. Нравится это кому-то или нет, неважно. Это просто данность, как гравитация и скорость света.
Если кто-то думает, что человечество в целом поумнело за последние две тысячи лет, то будет огорчён и разочарован. Что делалось, то и делается, и нет ничего нового под солнцем, как написал еврейский царь Соломон три тысячи лет назад. И не будет, добавлю от себя, ибо тоже выклянчивал мудрость у Господа Бога, как и царь Соломон в своё время. Как это бывает, можно почитать в Третьей книге Царств в Библии, просто набрать в Гугле “глава 3 Третья книга Царств” и приобщиться к пониманию того, как Господь отвечает на разумные молитвы.
Царь Соломон
Евреи — камень преткновения для многих людей и целых народов. Как правило, их не любят и гоняют. Даже громят, загоняют в гетто и уничтожают самыми зверскими методами. Немецкие национал-социалисты не были первыми, кто мечтал тотально истребить еврейский народ. Эти попытки предпринимаются систематически, со времён Моисея в Египте, это 13 век до нашей эры. Во времена персидского Артаксеркса евреев пытался тотально истребить его военачальник Аман, это 5 век до нашей эры. Римляне не то что стремились уничтожить евреев, они были выше этого, но как-то евреи немного эллинизировались. Потом их разогнали из мест компактного проживания, и они рассеялись по всей цивилизованной части тогдашнего мира — Ойкумене. Это всё земли вокруг Средиземноморского бассейна, включая Черное и Азовское моря. Евреи — коренное население Руси, уже в 11 веке в Киеве была местность, называемая “Жидовские ворота”. Так что евреи на Руси как раз не “понаехавшие тут в Нерезиновую”, а автохтонное население с незапамятных времён. В самом Киеве всегда существовало место компактного расселения евреев — Подол. Голда Меир оттуда, Багси Сигел (основатель Лас-Вегаса и партнёр Мейера Лански) оттуда, моя супруга тоже корнями оттуда.
Россия чудом не стала страной победившего иудаизма. Когда князь Владимир, будущий Святой, выбирал, какую религию ему выбрать, к нему прибыли улемы, раввины и греческие православные катехизаторы. До тех пор Владимир отличался повышенной жизнерадостностью и жовиальностью — содержал сераль из тысячи девиц, многих из которых склонял к близости принуждением; любил помучить живых существ, включая гомо сапиенсов; любил спиртное до упоительности, и вообще был парнем со сложным характером. Когда он принимал решение о выборе религии, ему было всего-то тридцать лет, мальчишка, по нынешним временам. До этого, в возрасте двадцати лет, он, князь Новгородский, силой захватил престол в Киеве. За ним числились тысячи убитых и казнённых врагов, таких же русских людей, как он сам, но только выбравших неправильную сторону. Хазары, соседи славян, уже приняли иудаизм, и прекрасно себя чувствовали. Ислам Владимиру понравился, особенно подходом к разнообразию половой жизни. Но не понравился запрет на распитие спиртных напитков. “Веселие Руси питие есть”, — заметило Красное Солнышко. Иудаизм князю зашёл, в целом всё его устраивало, но хитрые византийские попы насыпали доверчивым раввинам в питьё отравы, и те откинулись. Выбор оставался небольшим, и он был сделан. После чего Русь была крещена, как отметили летописцы, “огнём и мечом”. Так называемое “двоеверие” ещё сохранялось до 18 века, народ праздновал Ярилу, языческого бога Солнца и молодости, и совокуплялся свально на Ивана Купалу. В принципе, оно сохраняется и до сих пор, просто оно было абсорбировано государственной церковью. Скажем, праздник Масленицы — чисто языческий, но приспособленный и адаптированный под господствующее монотеистическое мировоззрение. Хотя православное мировоззрение очень сложное для понимания острым, но неподготовленным умом — догмат Троицы является трудным моментом для обычной логики. Триединство, то есть три в одном — это неслитные, но и нераздельные ипостаси одного и того же Бога, еврейского Яхве, он же Адонай, он же Элохим, он же Саваоф, и так далее, включая имя, которое Он мне сам прислал в смске в 2008 году Explode, почему-то по-английски, назвав себя отглагольным существительным. Хотя это не очень удивляет, потому что Моисею Он открыл Себя как “Сущий”, или “Аз есмь”, “Я тот, кто есть”, “Существующий”, “Я Ветхий днями”, “Извечно Существующий” и так далее, в зависимости от переводов с языка оригинала.
Что же касается ожидания Мессии, по-еврейски Мошиаха, то есть Помазанника, то для определённой части мира этот божий посланник уже являлся в виде Иешуа, он же Иисус по-гречески. И по-гречески же Христос, что значит “Помазанник”. Это не имя и фамилия, как думает большинство Его последователей, а погоняло. Его настоящее имя Иешуа бен Йосеф, а если по-русски, то он был бы Иисус Иосифович Юдин. Юдин — это потому что он из колена Иудина, одного из сыновей Иакова, нареченного Израилем после дебоша, который он учинил, подравшись на кулаках с Самим Господом Богом, и в этой драке он получил травму шейки бедра, после которой остался калекой. Но дал жизнь всем евреям, он считается нашим праотцом и также чтится христианами всех мастей и мусульманами, включая дервишей.
Иисус Христос пришёл как Мессия только к евреям, по его собственному утверждению: “ Я послан только к погибшим овцам дома Израилева” (Матф. 15:24), и Он пришёл не нарушать закон, данный евреям через Моисея, но исполнить его (Матф. 5:17). То, что Он себя называл сыном Божьим, неудивительно, все суть сыны Божьи. Его мессианские полномочия ставились благочестивыми, богобоязненными и грамотными иудеями того времени под обоснованные сомнения: “Ты сам о себе свидетельствуешь, свидетельство твоё не истинно” (Ин. 8:13). Но Иисус упорствовал, обижал почтенных людей, называя их “гробами окрашенными” (Матф. 23:27), устраивал дебоши в Храме, стегал кнутом торгующих свечками и церковными предметами, опрокидывал столы с мелочью, хамил, дерзил, и говорил при этом чудовищные с точки зрения ортодоксального иудаизма вещи: пейте кровь мою, вкушайте тело моё (Матф. 26:26), что категорически запрещено в иудаизме. В России дурёхам из Pussy Riot, спевшим какую-то глупую песенку в церкви, влепили “двушечку”. Интересно, на какой срок и по какой статье УК РФ пошёл бы Иисус, если бы устроил в Храме Христа Спасителя такой же разгром, какой он устроил в иудейском Храме в Иерусалиме?
Храм царя Соломона
О том, что больше “нет ни эллина, ни иудея” (Кол. 3:11), заявил апостол Павел после черепно-мозговой травмы или внутреннего мозгового кровоизлияния, либо опухоли мозга (подробно о травмирующем опыте Деяния, глава 22). Там он также заявляет, что нет “ни обрезанного, ни необрезанного; ни раба, ни свободного” и далее говорит такими же силлогизмами, противоречащими очевидным признакам, таким как обрезанный мужской уд поголовно у всех иудеев. Господь Бог, по Своим соображениям, избрал мужской пенис символом завета (договора) между Собой и человеком; отрезанная крайняя плоть Иисуса Христа — Святой Препуций — почитается христианами как величайшая святыня, обладающей чудодейственными свойствами, в том числе лечебными, надо лишь к нему приложиться с молитвой. Всего в мире сейчас насчитывается около двух десятков Святых Препуциев. Так же как в мире около десятка усекновенных голов Иоанна Крестителя, но подлинных только три.
Почему это всё важно знать для понимания современности, и, в частности, еврейского вопроса? Потому что сколько харизматичных религиозных лидеров появляется, столько возникает религиозных ответвлений. Есть такая дисциплина — герменевтика. Это об истолковании текстов. Ведь любой текст можно истолковать по-разному, особенно если это какая-нибудь притча или байка, с чужих слов записанная верно. И есть ещё две производные дисциплины — экзегеза и эйзегеза. Экзегетиков много — это те, кто ищут доселе неоткрытые, но объективные смыслы в имеющихся текстах. Эйзегетиков же очень мало, я один из них — это те, кто сам вкладывает свои смыслы в уже имеющиеся тексты. Моё художественное творчество построено на эйзегетике, это непередаваемый словами опыт, когда пропускаешь текст через себя и сквозь призму своего динамичного и дерзновенного опыта достукивания до Небес вдруг понимаешь, что там, в Писаниях, на самом деле написано и при этом имеется в виду.
Я, с позиций своей почти шестидесятилетней жизни и полувекового опыта богоискательства, полагаю, что все яркие, харизматичные, смелые религиозные лидеры — это эйзегетики, которые вдруг получили откровение в результате неистовых поисков смысла текста, преломлённых через призму, многогранность своих личностей. Вся Тора, весь Талмуд как комментарии к Торе, это персональный опыт как древних пророков, так и последующих еврейских мудрецов, пропускающих опыт пророков через себя и свой опыт, хотя разница между жизненными и богопоисковыми опытами пророков и мудрецов составляет пару тысяч лет. То же самое касательно христианских отцов церкви, которые уже пару тысяч лет пишут комментарии к синоптическим евангелиям. Есть четыре Евангелия, что по-гречески означает “Приятные новости”, но переводится высокопарно как “Благая Весть”, хотя это биографические эссе о жизни Иисуса. Три из них синоптические , то есть написанные не очевидцами, а прошедшие через третьи уста, — “мой двоюродный дедушка сто лет назад видал нечто и вот что он рассказывал”, то есть снова с чужих слов записано верно. И одно евангелие, как считается, от очевидца и участника событий, шестнадцатилетнего подростка Иванушки, лежавшего на персях тридцатитрёхлетнего Иисуса. Но Иван, он же Иоанн, писал мемуары уже будучи старичком за восемьдесят, в ссылке на острове Патмос, где взялся описывать события шестидесятилетней давности. Я не к тому, что верить написанному нельзя. Я к тому, что личный опыт, переживания и склонность мозга к дисторсии, искажению воспоминаний, есть неотъемлемая часть любых свидетельских показаний, особенно когда сам о себе свидетельствуешь или говоришь о том, что слышал о событиях столетней давности. И тем более при сотом пересказе событий, случившихся три тысячи лет назад. Мало кто осознаёт, что христианство возникло как одна из ветвей иудаизма, но, впитав в себя эллинистические философские взгляды и митраистские ритуальные практики, стало самостоятельной синкретической системой.
Ангелы возносят Усекновенную главу Иоанна Крестителя. Картина Августа Котляра. 2013 год
Так вот, харизматичные люди, уверенные, убеждённые в истинности именно своего знания или откровения, могут убедить других, что их учение всесильно, потому что оно верно (фактическая цитата Ленина из “Трех источников и трёх составных частей марксизма” звучит так: “Учение Маркса всесильно, потому что оно верно”). В религиозных течениях, как правило, есть мэйнстрим, ствол дерева, который устраивает большинство, и есть множество ответвлений. У христиан известно разделение на православных и католиков, потом от католиков отпочковались протестанты, которые тоже поделились на кальвинистов, баптистов, методистов, пятидесятников и так далее. К примеру, пятидесятники тоже поделились ветви, типа трёх благословений, двух благословений, апостольские, радикальные, субботствующие, унитарии, харизматы, неопятидесятники и тому подобное.
Это нормально. Православная церковь тоже давно оказалась расколотой или разделившейся сначала на православных и католиков, потом стебель православия стал пускать региональные отростки — греческий, сербский, румынский, болгарский, пустил давно ставшие самостоятельными побеги армянской и грузинской церквей. Потом в самой России в середине 17 века был раскол, гонения на старообрядцев, и от православия отделялись всякие направления вроде хлыстов или беспоповцев. В исламе верующие поделились на суннитов и шиитов, а там ещё дальше.
Юный царь Давид с головой Голиафа. Картина Августа Котляра. 2014
У иудеев как основоположников всех авраамических религий, тоже история непростая. Весь иудаизм был построен вокруг идеи строительства Храма. Откровение о Храме получил Моисей, в виде необходимости сначала построить Скинию, в которую следовало поместить Ковчег Завета — специальный короб, в котором хранились бы сакральные предметы (Исход, глава 25). Позже царь Давид собрал ресурсы для строительства Храма в Иерусалиме, но Бог не дал Давиду строить, потому что руки у псалмопевца были по плечи в крови. Строил его сын царь Соломон. В шестом веке до нашей эры Первый Храм, построенный Соломоном в десятом веке до нашей эры, был разрушен до основания в 586 году до н.э. вавилонянами. В 538 году до н.э. персидский царь Кир издал декрет о восстановлении храма и были выделены деньги из персидского бюджета, которые были освоены при персидском царе Дарии и храм был сдан в эксплуатацию в 516 году до н.э. Второй Храм несколько раз осквернялся завоевателями, был перестроен при Ироде Великом в 1 веке до н.э. и был разрушен римлянами в 70 году уже нашей эры, а евреи разогнаны по всему миру. С тех пор постоянно ведутся разговоры о необходимости строительства Третьего храма, но на его месте стоит теперь мечеть Аль Акса, это территория Палестины, там же проходит граница с Израилем, и часть западной стены Второго Храма, находящаяся в еврейской части Иерусалима, известна как Стена Плача. Мы туда приходим жаловаться Господу Богу на неблагоприятные жизненные обстоятельства и финансовые трудности.
Ковчег завета
Царь Ирод Великий
Что же касается самого иудаизма и евреев со времён разрушения Второго храма, то можно сказать, что пришлось им несладко. Иудаизм трансформировался. Евреи утратили институт священников — коэнов и левитов, хотя потомки их остались и носят однокорневые фамилии вроде Коган или Левин. Раввины в синагогах — это учителя, выполняющие в том числе и священнические функции, для чего они учатся долго и получают сертификат соответствия — смиху. Из 613 заповедей иудаизма рабочих осталось около полутора сотен, остальные все были связаны с Храмом, которого нет.
Август Котляр (посередине) с отцом и дядей на пути в Московскую хоральную синагогу, 1979 год
Евреи как народ неоднороден. Это, в общем-то, теперь собирательное название. Есть несколько основных этнических групп, которые, хотя и евреи, совсем не похожи друг на друга, у них разные антропологические и психические типы, разная ментальность. То, что привыкли называть евреями, это, прежде всего, ашкенази, белые европейские евреи, не сильно отличающиеся от остальных жителей Центральной и Восточной Европы. Они схожи до степени смешения, хотя гаплогруппы разные. Образцовым, эталонным солдатом Третьего рейха был признан Вернер Гольдберг, а лучшим арийским ребёнком была признана Хесси Тафт; оба оказались евреями. Есть сефарды, средиземноморские евреи, они смуглее, у них средиземноморские черты, похожи на южных итальянцев, испанцев и французов. Есть евреи мизрахи, живущие на Ближнем Востоке. Британец Чарльз Саатчи, гений арт-бизнеса — мизрахи из Ирака. Есть йеменские евреи, марокканские евреи, горские, грузинские, бухарские, есть китайские евреи кайфэн — Дэн Сяопин, сменивший Мао, был кайфэн. Есть евреи в Индии. И есть чёрные эфиопские евреи-фалаши. И евреем может стать каждым, пройдя специальный обряд — гиюр. То есть это не будет уже русский, исповедующий иудаизм, как крещёный еврей остался бы евреем, крестившимся в православие. После гиюра каждый — еврей, и точка.
Август Котляр (идёт) в иешиве «Торат Хаим», 2000 год
Проблема евреев в том, что часть из них — ашкенази — шибко умные. Это объективный фактор, как есть низкорослые народы вроде пигмеев, где средний рост полтора метра, и есть высокорослые двухметровые тутси, так есть и шибко умные ашкенази. Повышенный интеллект восточноевропейских евреев — научно установленный факт. Причина неизвестна, возможно, передающееся по наследству генетическое отклонение от нормы. В юности, когда я дружил с обществом “Память” и с удовольствием читал подпольную антисемитскую литературу, я запоем изучил труды Григория Петровича Климова, которые уже в наши времена признаны экстремистскими. Там он высказывает достаточно очевидную мысль, что из-за близкородственных половых связей в замкнутых мирах кагалов, еврейских общин Европы, вполне могли возникнуть изменения, которые можно было бы классифицировать как дегенеративные. Тут ничего нового он не сказал, просто констатировал известный биологический факт, что инцест ведёт к инбридингу, то есть потомство от близкородственных связей будет вырождаться. У евреев-ашкенази в самом деле есть специфические заболевания, передающиеся генетическим путём, особенно в области маммологии.
Элизабет Тейлор, ашкеназская красавица
Другая проблема евреев, раздражающая окружающие народы, это повышенная склонность к образованию и способности к обучению. Евгений Сатановский уже сообщал нам здесь, что евреи поголовно грамотные в поколениях уже свыше двух тысяч лет, и ребёнок к 13 годам знает несколько языков, способен осмысливать и запоминать огромные фрагменты текстов, и оперировать абстракциями абстракций. Ясное дело, что дети из семей, где нет такого культа образования и страсти к познанию, этим ребятишкам не конкуренты. Гонения на евреев в силу их повышенной умственности приводят к обратным результатам — вместо того, чтобы сдуться, евреи начинают стараться ещё больше, ещё энергичнее.
Гены пальцем не раздавишь — Валентин Августович Котляр имеет ту же библейскую внешность, что и его предки три тысячи лет назад
Другая проблема евреев, проистекающая от избытка умственности — они думают, что все такие уже рациональные и умные существа как они, и со всеми можно поладить. Отсюда их вечное стремление сделать окружающим лучше, справедливее, гуманнее, и они искренне не понимают, за что им бьют морды и ненавидят, дескать, опять эти жиды лезут во все щели и без мыла, со своими завиральными идейками. Об этом лучше всего написал иноагент Михаил Веллер в своём сборнике “Еретик” и эссе “Евреи как авангард уничтожения мировой цивилизации”. По своему опыту и опыту общения с другими толковыми евреями, мы пришли к умозаключению, что восемьдесят процентов нашего народа страдает социальным слабоумием, и нарывается на неприятности, вместо того, чтоб сидеть тихо и спокойно работать, живя в полнейшее своё удовольствие. Социальное слабоумие — это когда ты вроде разумный и даже смышлёный человек, но в обществе ведёшь себя как полный идиот и нарываешься на мордобой, хотя говоришь и действуешь из самых лучших побуждений.
Андрей Миронов, еврей ашкенази
Вот это социальное слабоумие вкупе с некоторой заполошностью и склонностью из одного простого дела устраивать себе четыре сложных, сдобренное отличными мозгами, создаёт евреям проблемы по всему миру. Несколько месяцев назад я заглянул в Посольство Палестины обменяться мнениями с Его Превосходительством господином Абделем Хафизом Нофалем. Очень толковый человек. Я ему сказал, что я еврей, но не враг, а журналист, который объективно хочет разобраться, что к чему. Поговорили по душам. Я понял, что ситуация сложная и на человеческом уровне не решаемая, нужно Божественное вмешательство. Ибо есть такие стороны у компромисса, что ни одна из сторон на это не пойдёт. В общем, непросто, тут нужен ум Талейрана, а где ж его взять? То есть он есть у нас, у России, но не пройдёт кадровые фильтры. В этом отношении англичане переигрывают все народы земли — они не боятся умных людей, им по кайфу наблюдать за работой таких перцев как Рори Стюарт или Ранульф Файнс, о них мы писали полтора года назад здесь.
Август Котляр и посол Палестины в РФ Абдель Хафиз Нофаль
И само еврейство в мире, которое отождествляется с иудаизмом как цементирующем и структрурообразующим началом еврейства, испытывает некоторый раздрай. Иудаизм, который уже давно имеет мало общего с иудаизмом времен библейских, разделился на три ветви: раввинитскую(литовскую), хасидскую и реформистскую. В России представлены только две ветви — раввиниты (литваки) и хасиды. Первая — это традиционный, насколько это возможно, иудаизм, тихий, спокойный. В России он своим центром имеет Московскую хоральную синагогу, Московскую Еврейскую общину, организацию КЕРООР (Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений в России). Руководители — Главный раввин России Адольф Шаевич и рав Йосеф Сусайков.
Главный раввин России Адольф Шаевич
Вице-президент КЕРООР рав Йосеф Сусайков
Вторая ветвь — это хасиды, что означает “благочестивые праведники”, в России представлены движением “Хабад Любавич” с центром в московской Марьиной Роще. У них несколько синагог в Москве, множество благотворительных и образовательных организаций, и объединение ФЕОР (Федерация еврейских общин России). Руководители — Главный раввин России Берл Лазар и рав Александр Борода. Изначально движение “Хабад Любавич” зародилось в дореволюционной России, потом штаб-квартира была перенесена в Нью-Йорк. То есть это не израильское, а американское движение, и основные деятели, поддерживающие еврейские просветительские и религиозные проекты по всему миру и в России в том числе — это богатые американские евреи, благочестивые и щедрые люди, хранящие традиции и соблюдающие заповеди.
Избранный общинами ФЕОР Главный раввином России Берл Лазар
Принципиальная разница между раввинитами и хасидами в том, что раввиниты всё ещё ждут Мошиаха, а к хасидам он уже приходил в виде любавичского ребе. Последний любавичский ребе Менахем-Мендл Шнеерсон родился в 1902 году в Николаеве, умер в 1994 году в Нью-Йорке. Святой был человек и большой прозорливец. Но он не один Ребе, почитаемый как фактический святой. Брацлавские хасиды ездят в Умань на могилку в своему Ребе Нахману. А есть ещё сатмарские хасиды, чернобыльские и ещё пара десятков других дворов (в хасидизме каждое направление со своим Ребе и своим учением называется “двор”).
Последний любавичский ребе Менахем-Мендл Шнеерсон
Реформистский иудаизм в России не представлен, но есть в Европе, США и Израиле. Там настолько всё либерально, что даже женщина может стать раввином.
Говорить о еврействе как о едином целом смешно, это клубок, но не змей, а мнений и идей, и каждый прав. Такое возможно только в иудаизме, где правы все одновременно, придерживаясь различных мнений. Как мы отмечали выше, это связано с истолкованием священных текстов, комментариев к ним и комментариев к комментариям. Много лет назад я в этом убедился, слушая в Московской хоральной синагоге цикл проповедей раввина Давида Юшуваева на тему “Можно ли собирать конструктор “Лего” по субботам”. Это было одно из самых больших интеллектуальных удовольствий, которые я получал за всю жизнь. А вопрос серьёзный — нарушает ли такое занятие важнейшую заповедь о субботе или нет? В иудаизме очень интересный и правильный подход к половой жизни — если ты в браке (а ты обязан вступить в брак), то изволь сношаться регулярно, и женщина имеет такое же право на сексуальное удовлетворение, как и мужчина, и даже если ты не хочешь, то просто обязан оказывать своей супруге знаки внимания. И обязан обеспечивать семью. То есть зарабатывать деньги, а женщина должна заниматься домом и детьми, сытая, здоровая, благополучная и довольная.
Евреям приписывают жадность и расчётливость. Да, расчётливость есть, но не жадность. Давать цдаку, часть своих доходов, десятину, на нужды общины и благотворительность, помощь бедным — это обязанность. Ты обязан отщипнуть от себя и дать другому, тому, кому трудно, кто бедствует. Жлобство совершенно не приветствуется. К чести Владимира Гусинского, он всем еврейским организациям давал деньги, и вышел сравнительно сухим из воды, его даже отпустили с миром и ещё дали 300 миллионов долларов. Роман Абрамович, по моим понятиям, вообще святой человек, ибо он стал давать цдаку ещё занимаясь резиновыми изделиями в кооперативе “Уют”, и тут ему пошла масть, Бог споспешествует всем его начинаниям, и он непотопляем, потому что Божьи обещания, как убеждаются иудеи последние несколько тысяч лет, непреложны. В общей сложности Абрамович пожертвовал только на еврейские проекты не менее полумиллиарда долларов.
Правильное отношение к евреям — это благодарность Богу за то, что они есть на свете. Главный раввин России и Московская еврейская религиозная община инициировали проект создания в Москве небольшого Еврейского военно-мемориального парка, посвящённого евреям-инженерам и военным конструкторам, к 80-летию Победы. Мы писали о необходимости такого увековечивания памяти военных инженеров пару недель назад здесь. Почему хотелось бы выделить евреев особо? Потому что когда ковался ядерный щит Родины, и создавались системы современных вооружений, евреи были единственным народом, кто подвергся гонениям не за какие-то проступки типа сотрудничества с завоевателями, а только за факт рождения в еврейских семьях. Расстреляли Еврейский антифашистский комитет в полном составе, расстреляли по клеветническому доносу кучу почтенных врачей, повыгоняли тысячи евреев с работы, и готовили массовую депортацию всего еврейского населения в районы Крайнего Севера на верную гибель — чтоб сдохли сами в первую же зиму 1953/1954 года. Всё уже было подготовлено, и только смерть Сталина в марте 1953 года не дала этой затее воплотиться. Несмотря на эту в высшей степени нервозную обстановку, предвкушая все ужасы организованного насилия, евреи продолжали добросовестно выполнять свой служебный и гражданский долг, и делали оружие для страны Советов, для России. То есть мужества и преданности делу и своей стране, а не политическому режиму, им было не занимать, и это следует увековечить так же, как и военные подвиги. Ибо малочисленные евреи были четвёртым советским этносом по количеству Героев Советского Союза после русских, украинцев и грузин. При том, что евреям звания Героя старались не давать. Не давали даже в наши либеральные времена — жители Ростова-на-Дону просили дать посмертно Героя Александру Печерскому, организовавшему восстание в лагере смерти Собибор в 1943 году. Не дали, дали Орден Мужества.
Многие обвиняли евреев в неверности в советские времена. Но это несправедливо. Было указание об ограничении доступа евреев ко многим должностям, профессиям и высшим учебным заведениям. Евреев не брали в МГУ, МГИМО, во многие другие учебные заведения. Меня тоже мурыжили будь здоров в начале 1980-х, я не понимал, почему у меня просто не принимают документы в институт, а когда приняли и я сдал все экзамены “на отлично”, не зачислили, а выкинули как шелудивую собаку. И при этом евреям не давали уехать туда, где о них не вытирали бы ноги, и выкинутые с работы люди годами сидели “в отказе”. Слава Богу, при Путине этого нет. Но как на самом деле, как оно в целом, посмотрим, по результатам — удастся ли почтить память внесших огромный вклад в мощь России евреев к 80-летию Победы, или опять молчаливое игнорирование укажет нам наше место. Посмотрим, прав ли и на этот раз окажется царь Соломон, сказавший: “что было, о и будет; что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем” (Еккл. 1:9). А вдруг что-то будет хорошее? Именно этой надеждой и жив человек еврейской национальности во все времена.
Источник: argumenti.ru
Свежие комментарии